- Папа, а с чего начался твой бизнес? - начал разговор Самат на следующий день, когда они сели в кресла напротив друг друга в большом зале.
Папа задумался. Не любитель он был «копаться» в воспоминаньях. Однако тот опыт, который он приобрёл в детстве, очень сейчас пригодится его сыну.
- Так получилось, - с грустью произнёс папа, - что у меня не было папы. Приходилось жить на одну мамину зарплату. Жили скромно. Денег хватало, но только на самое необходимое, а так всегда хотелось что-нибудь вкусненького. Первые свои деньги я заработал на рисунках.
- Как? Ты умеешь рисовать? Почему я об этом не знаю?
- Потому что рисование не было моим увлечением. Просто это у меня хорошо получалось. Как-то однажды я выполнил рисунок для своего друга Рамиля. Ему за него учительница поставила пятёрку. Он очень обрадовался и поспешил похвастаться этим событием перед одноклассниками. Меня тут же атаковали просьбами нарисовать и для них. Образовалась целая очередь. Целую неделю я «пыхтел как паровоз», но с каждым рисунком терпение моё убавлялось. В конце концов, я не выдержал.
- Я бы и дня не продержался, а ты целую неделю. Это же настоящий подвиг!
- Скажешь тоже мне, подвиг! Хоть рисование мне и нравилось, но это не было моим хобби, а когда занимаешься не совсем тем, что тебе доставляет удовольствие, это очень быстро надоедает.
- Надеюсь, ты об этом сказал одноклассникам?
- Разумеется, а как же иначе.
- И правильно сделал.
- Но что после этого началось! Вначале они просто обиделись, потом объявили бойкот, а потом подкараулили и... неплохо так отдубасили. Твои одноклассники ничуть не лучше моих. Никаких разборок, сразу драться лезут.
- Я первый в драку никогда не лезу.
- Конечно, конечно, ты всегда второй, - усмехнулся папа.
- Ну и что! А что они сразу лезут?
- О, дорогой! Если хочешь стать бизнесменом, надо научиться изменять тактику своего поведения.
- Это им надо её менять. Это они начинают первыми.
- Стоп! Стоп! Мы к этой теме ещё вернёмся. А сейчас продолжим. На чём мы остановились?
- На том, что тебя отдубасили, - угрюмо произнёс Самат. - А что было потом? Вызывали родителей к директору?
- Никого никуда не вызывали. Я запретил маме вмешиваться в мои разборки. Мама, конечно, очень расстроилась и вскользь так заметила, что если уж мальчишкам очень хочется, чтобы я рисовал для них рисунки, то пусть хотя бы как-то расплачиваются. Меня эта её последняя фраза очень даже зацепила. И то правда. Кому нужны рисунки - пусть платят!
- Классная идея! И что, согласились?
- А куда им деваться? Они поняли, что кулаками ситуацию не изменить и согласились, правда не все, а мне и не надо было, чтобы их было слишком много.
- И много ты зарабатывал?
- На пару пирожков или пончик с мясом хватало. - Папа как-то загадочно улыбался. - Правда потом я ещё подрабатывал на сочинениях и рефератах.
- Я бы тебе тоже заказывал делать рисунки. Не люблю я рисовать. Это какое-то бесполезное занятие.
- А ты найди в классе кого-нибудь, кто бы за тебя рисовал.
- И ты будешь не против, если я так поступлю? - удивился Самат.
- Не против, если только сам сможешь оплатить данную услугу.
- А деньги я где возьму? Ты ведь их мне дашь?
- Да нет. Деньги ты заработаешь.
- Я?! Заработаю?! Как?! Я ничего не умею.
- Любой человек всегда что-то умеет делать. Надо только подумать. Я ведь смог в твоём возрасте зарабатывать, и ты сможешь.
- Легко сказать, но трудно сделать. Придётся рисовать самому. - Самат почесал затылок. - Во чёрт, а рисовать - то не хочется. Может быть, ты мне что-то посоветуешь?
- М-да. Я тебя понимаю, потому что сам лично и чаще всего, не берусь за дела, которые мне не по душе. Я перепоручаю их кому-то другому.
- Какой ты папа хитрый! А мне вот школа не по душе. Кому бы мне перепоручить посещение школы и выполнение дурацких уроков?
- Да! Учёба тяжела. Но давай рассмотрим эту ситуацию с другой стороны.
- С какой стороны не посмотришь, со всех сторон трэш, шварк, фигово и ещё много чего хочется сказать.
- Не ожидал услышать такое! Ты таким заявлением меня просто застал врасплох.
- Ну вот, попробуй решить эту мою проблему. Слабо?!
- Ох, ох! Иногда кажущаяся проблема совсем и не проблема.
- Как это?
- А давай-ка иначе посмотрим на эту проблему!
- Попробуй. Сам небось тоже школу ненавидел.
- Да нет. Мне нравилось учиться, да и друзья были хорошие в классе.
- Друзья - это единственное, за что можно терпеть школу.
- Уже хорошо. Давай рассмотрим все положительные стороны учёбы в школе.
- Понятно, если с хорошей стороны сказать нечего, то будем искать что-то положительное.
- Так положительная сторона - это и есть всё хорошее.
- Ну что ты меня путаешь?
- Да всё проще простого, с положительной стороны все плюсы, то есть всё, что хорошо, а с отрицательной - все минусы, то есть всё плохое.
- А если все плюсы отнимают все минусы, ничего положительного не остаётся. А это всё равно плохо.
Папа засмеялся:
- Интересная у тебя логика. И всё-таки, рассмотрим все плюсы или положительные стороны школы.
- Тогда называй все плюсы ты, потому что я их не вижу.
- А я вижу. Во-первых, школа приучает к дисциплине. Звонок будильника, звонок на урок, звонок с урока, домашние задания, отбой. Будущему бизнесмену очень важно быть дисциплинированным. Согласен?
- Согласен, - нехотя произнёс Самат.
- Во-вторых, это общение со сверстниками, в-третьих, хотите вы того или нет, вам приходится трудиться, то есть напрягать мозги: читать, считать, писать… Это кажется трудным, скучным и неинтересным, но это облегчает в дальнейшем жизнь, в-четвёртых…
- Как может скучное и неинтересное облегчить жизнь?
- Ты развиваешь память, логику, мышление. Не желая получить двойку, ты выполняешь домашние задания, а домашние задания ты выполняешь самостоятельно, без учителя и родителей, то есть сам организуешь этот процесс. Те, кто с этим не справляется, тот не успевает делать уроки и плохо учится.
- В нашем классе много таких.
- Не сомневаюсь, Коля такой.
- А и не сомневайся. Он после школы играет в компьютерные игры.
- Гулять, бездельничать, играть в компьютерные игры – очень приятные занятия, только я среди своих успешных друзей не встретил ни одного, кто бы пожалел, что прочитал много книг и что старался хорошо учиться в школе. Все они, как правило, много знают и много чего умеют. Они все образованные, дисциплинированные и интеллигентные люди. С ними приятно общаться.
- Мне тоже нравятся твои друзья.
- И в заключение этой темы я хочу тебя спросить, если в детстве много времени проводить за играми в стрелялки, то, повзрослев, кем можно стать?
Самат задумался, потом нерешительно произнёс:
- Думаю, киллером или солдатом.
- Скорее всего. Учёные говорят, что это очень плохо отражается на детской психике. Подростки, наигравшись в такие игры, уже теряют грань между игрой и реальностью. Для них кого-то убить не составит большого труда. Такими сейчас все тюрьмы переполнены, а ведь начинается всё с банальной игры в «стрелялки».
- Жуть. Я больше играть в такие игры не буду.
- Мне бы тоже этого не хотелось. Эти игры очень увлекательны, и я не сомневаюсь, что ты попробовал в них поиграть, но я очень тебя прошу забыть про них раз и навсегда. В противном случае из тебя выйдет бандит, а не бизнесмен, а это дорога в никуда.
- Я понял. Я обещаю, что больше играть не буду.
- Ты - умница, я в тебя верю! Ты - наша надежда! Продолжим наш урок?
- Да, конечно.
- Давай хоть с твоими рисунками что-то решим. Хотя бы это бремя с тебя снимем.
- Ты всё-таки хочешь дать мне денег?
- А может лучше предложить тебе какую-нибудь работу?
- Сотый раз уже повторяю, что я ничего делать не умею! - возмутился Самат.
- А если я предложу тебе работу, которую выполняют, разъезжая на велосипеде?
- Что это за работа? Я согласен с утра до вечера гонять на велосипеде, тем более, если за это ещё и платить будут.
- Вспомни, как я рисовал рисунки. Терпения не всегда хватает. Только оно вот так получается, что если ты просто катаешься, для души, то кататься хочется вечно, а когда езда нужна для дела, то она как-то очень скоро надоедает. Потому, надо всё делать в меру.
- И что это за работа такая? Письма развозить?
- Почти. Доставка пиццы и другой выпечки по адресам. Одна поездка будет стоить столько, сколько тебе нужно будет заплатить за рисунок.
- Здорово! Я согласен. На велике покатаюсь, ещё и заработаю.
- Есть и второй вариант. Ты погуляешь с нашей Наной, но рассчитаться полностью за рисунок уже не получится (Нана – это любимая собака всей семьи, потому что она добрая, преданная и просто потому, что является полноправным членом семьи).
- Мне и та, и другая работа нравятся, но я выберу доставку пиццы.
- Хорошо. Но с Наной тебе всё-таки гулять придётся.
- Ну, если мне не придётся пыхтеть над рисунками, то я с удовольствием погуляю и с нашей Нанкой.
Папа с Саматом улыбались глядя друг на друга. Глаза папы были наполнены такой добротой, что, казалось, весь воздух в комнате стал удивительно мягким и светлым. Вдруг Самату в голову пришла совершенно фантастическая мысль и он её, неожиданно для себя, и ляпнул:
- Как было бы здорово вообще ничего не делать, но, чтобы денежки всё равно водились.
- А у меня как-то однажды так и получилось. Деньги, как с неба свалились.
- Как это? Расскажи, пожалуйста.
- Я почти забыл об этой ситуации. - Папа почесал затылок. - На день рождения в моё десятилетие дядя Марат подарил мне одну денежную купюру достоинством в 100 долларов.
- Купюру? Что-то похожее от слова купить.
- Совсем нет, - усмехнулся папа. - Купюры - это бумажные деньги. Наши купюры выражаются в рублях, в Америке - в долларах, в Израиле, например, - шекели, а в Китае - юани.
- А в Болгарии? Мама рассказывала, что, когда она была маленькой, то отдыхала там с бабушкой на «Золотых песках».
- Повезло нашей маме. Это сейчас «Золотые пески» - очень дорогой курорт. Сейчас там валюта - евро. Кстати, Болгария, не единственная страна, где валюта евро. Насколько я помню, это Польша, Словакия, Италия, Латвия, Литва и многие другие европейские страны. Если, например, американец приедет в нашу страну, то чтобы что-то купить, ему надо будет обменять доллары на наши рубли.
- А если мы захотим поехать к ним, то мы поменяем рубли на доллары? Так?
- Молодец! Ты всё хорошо понял.
- А что ты сделал со своей купюрой? - Самату понравилось это красивое слово «купюра».
- Я храню её в сейфе. Она для меня талисман.
- До сих пор хранишь? А почему я об этом не знаю?
- Вот теперь знаешь.
- Когда - нибудь ты подаришь её мне? Она станет и моим талисманом.
- Когда - нибудь, когда ты станешь взрослым и создашь свой бизнес.
- У-у-у. Это так долго ждать, - протяжно произнёс Самат.
- Ты не представляешь, как быстро летит время. Так вот, дядя подарил мне купюру достоинством в 100 долларов и строго - настрого запретил кому-либо её продавать или передаривать.
- Если дядя Марат запретил её кому-то дарить, то я у тебя её не возьму.
- Никому не подарю, только тебе, ведь ты - мой сын и дядя Марат не будет против. Мне сейчас очень стыдно, но тогда я был очень разочарован подарком и расстроился. Мне казалось, что это самый бесполезный подарок, какого я когда-либо получал.
- А почему сейчас ты так не думаешь? Ведь она всё равно просто лежит в сейфе. Ты ничего на эту купюру не купил, да и что можно купить на сто долларов? Это же так мало!
- Нет! Эта купюра - мой самый значимый урок, который я получил.
- Если для тебя этот урок так важен, так, может быть, ты его мне тоже преподашь?
- Разумеется! Я всё тебе расскажу. Ты поймёшь. Ты же у меня умный!
- Да, да, расскажи! Очень хочу узнать!
- Дядя пообещал, что если я сохраню купюру до следующего дня рождения, то он мне подарит ещё одну, такую же. Дядя, без сомнения, заметил, что я совсем не выразил никакой радости по поводу его подарка и попросил всё-таки выполнить его просьбу. Он обещал, что меня ждёт большой сюрприз.
- Я тоже люблю сюрпризы! И какой же ты получил сюрприз?
- Через год я, почему-то, больше всего ждал на день рождения своего дядю. Я вообще его любил. И сейчас люблю, и уважаю.
- Это ты про дедушку Марата? Я его тоже люблю.
- Да, про него.
- И он не забыл про свое обещание?
- Дедушка Марат никогда ничего не забывает. Сказал - сделал! Таких людей, кстати, очень мало.
- Ты, пап, такой, и мама…почти такая.
Папа усмехнулся:
- Маму не суди строго и, вообще, никогда не суди. Она - мама и точка! Договорились?!
- Понял! Ты не думай, я люблю маму.
- Вот так-то! Ты, я и мама должны быть для всех и, прежде всего, для себя «человеком слова». Уважение людей, конечно, очень важно, но прежде ты должен уважать себя. Тогда ты не позволишь унижать и оскорблять ни себя, ни других. Если встретишь таких, знай, с ними можно дружить и работать. На них можно положиться.
- И делать бизнес?
- Это само собой разумеется.
- Я постараюсь таким быть. Я постараюсь! Пап, а что же за сюрприз подарил тебе дедушка Марат?
- Он подарил мне ещё одну купюру в 100 долларов, но не это было сюрпризом. Он показал мне чеки на покупку этих двух купюр.
- Странно. Зачем они нужны? Мама, например, никогда чеки в магазине не берёт.
- То мама. Цены на продукты она видит каждый день. Всё ж ориентируется. А вот посмотреть чеки за один и тот же товар с интервалом в один год, два или десять, это уже будет очень интересно.
- И что?
- А то! У дяди Марата было 2 чека. На одном было напечатано, что ровно год назад он купил купюру в 100 долларов за 2400 рублей, а уже ко дню моего одиннадцатилетия - за 2700. Улавливаешь разницу?
- Не понял!
- Сюрприз удался!
Самат раскрыл рот от удивления.
- Кажется, да.
Папа замолчал, явно вспоминая те ощущения, которые он пережил, увидев чеки за одну и ту же купюру, но с интервалом в один год. Самат пытался «переварить» полученную информацию. Наконец, Самат выдохнул:
- Как это?
- А так! Дядя Марат подарил мне к десятилетию фактически 2400 рублей, но через год цена стодолларовой купюры стала 2700рублей, то есть возросла. К одиннадцатилетию он купил ещё сто долларов, но уже, как ты понимаешь за 2700 рублей. У меня было уже две купюры по сто долларов, и общая их стоимость составила 5400. Тогда меня удивила лишь сумма подарка. Но когда ещё через год он подарил мне ещё одну купюру с чеком на 2850 рублей, тут-то я и задумался.
- Что цена долларов может расти сама, как грибы?
- Почти, - засмеялся папа. - Каждый год на день рождения дядя Марат мне дарил по одной купюре. К 18 годам у меня было уже 900 долларов. К этому времени один доллар уже стоил 72 рубля.
- Ого! Это будет…, это будет… - Самат взял листок бумаги и начал считать. - Ого! 900 долларов на сумму 64800 рублей? И сейчас это всё лежит в сейфе? Если бы у меня было столько денег, я бы считал себя богачом!
- Это большие деньги, но не настолько, чтобы считать себя богачом.
- А почему ты мне не даришь купюры?
- Как-то не подумал, - задумался папа. - А знаешь, я думаю, лучшим подарком для тебя будут знания, которые я тебе даю. Всё, чего мы добиваемся в жизни: успеха, богатства, уважения, признания, счастья, мы добиваемся благодаря знаниям. Не зря говорится: «Знания – сила».
- Но разве это подарок?
- Скажи, если мы с мамой дадим тебе уроки бизнеса, у кого будет больше шансов построить бизнес, у тебя или кого-то из твоего класса?
- У меня, конечно!
- Вот тебе и ответ на твой вопрос. Запомни, человек стоит столько, сколько вложено в его мозги. И что вложено! Когда подрастёшь, поймёшь, насколько бесценны знания, которые ты сейчас получаешь. Знания помогают человеку принимать правильные решения, а это верный путь к успеху. Тебя устраивает такой ответ?
- Ну-у… - замялся Самат. - А на моё день рождения вы с мамой мне ничего больше дарить не будете?
Папа рассмеялся.
- Не переживай. Всё будет, как и прежде. Я так понимаю, что оценишь ты наши уроки несколько позже, но не сейчас.
- Я тебя расстроил? Понимаешь, пап, я ещё не совсем уверен - смогу ли стать настоящим бизнесменом, но уроки проходить я буду. Я постараюсь.
- Мы постараемся вместе.
- Я понял, пап! Спасибо!
- Ну а на сегодня достаточно. Урок закончен. Запиши в блокнот всё важное, о чём мы сегодня говорили, и занеси мне завтра в кабинет, я хочу познакомиться с твоими записями. Спокойной ночи.
- Хорошо, пап. Спокойной ночи.
Папа с сыном крепко обнялись и разошлись по комнатам, а Самат приступил к заполнению своего блокнота:
Папа задумался. Не любитель он был «копаться» в воспоминаньях. Однако тот опыт, который он приобрёл в детстве, очень сейчас пригодится его сыну.
- Так получилось, - с грустью произнёс папа, - что у меня не было папы. Приходилось жить на одну мамину зарплату. Жили скромно. Денег хватало, но только на самое необходимое, а так всегда хотелось что-нибудь вкусненького. Первые свои деньги я заработал на рисунках.
- Как? Ты умеешь рисовать? Почему я об этом не знаю?
- Потому что рисование не было моим увлечением. Просто это у меня хорошо получалось. Как-то однажды я выполнил рисунок для своего друга Рамиля. Ему за него учительница поставила пятёрку. Он очень обрадовался и поспешил похвастаться этим событием перед одноклассниками. Меня тут же атаковали просьбами нарисовать и для них. Образовалась целая очередь. Целую неделю я «пыхтел как паровоз», но с каждым рисунком терпение моё убавлялось. В конце концов, я не выдержал.
- Я бы и дня не продержался, а ты целую неделю. Это же настоящий подвиг!
- Скажешь тоже мне, подвиг! Хоть рисование мне и нравилось, но это не было моим хобби, а когда занимаешься не совсем тем, что тебе доставляет удовольствие, это очень быстро надоедает.
- Надеюсь, ты об этом сказал одноклассникам?
- Разумеется, а как же иначе.
- И правильно сделал.
- Но что после этого началось! Вначале они просто обиделись, потом объявили бойкот, а потом подкараулили и... неплохо так отдубасили. Твои одноклассники ничуть не лучше моих. Никаких разборок, сразу драться лезут.
- Я первый в драку никогда не лезу.
- Конечно, конечно, ты всегда второй, - усмехнулся папа.
- Ну и что! А что они сразу лезут?
- О, дорогой! Если хочешь стать бизнесменом, надо научиться изменять тактику своего поведения.
- Это им надо её менять. Это они начинают первыми.
- Стоп! Стоп! Мы к этой теме ещё вернёмся. А сейчас продолжим. На чём мы остановились?
- На том, что тебя отдубасили, - угрюмо произнёс Самат. - А что было потом? Вызывали родителей к директору?
- Никого никуда не вызывали. Я запретил маме вмешиваться в мои разборки. Мама, конечно, очень расстроилась и вскользь так заметила, что если уж мальчишкам очень хочется, чтобы я рисовал для них рисунки, то пусть хотя бы как-то расплачиваются. Меня эта её последняя фраза очень даже зацепила. И то правда. Кому нужны рисунки - пусть платят!
- Классная идея! И что, согласились?
- А куда им деваться? Они поняли, что кулаками ситуацию не изменить и согласились, правда не все, а мне и не надо было, чтобы их было слишком много.
- И много ты зарабатывал?
- На пару пирожков или пончик с мясом хватало. - Папа как-то загадочно улыбался. - Правда потом я ещё подрабатывал на сочинениях и рефератах.
- Я бы тебе тоже заказывал делать рисунки. Не люблю я рисовать. Это какое-то бесполезное занятие.
- А ты найди в классе кого-нибудь, кто бы за тебя рисовал.
- И ты будешь не против, если я так поступлю? - удивился Самат.
- Не против, если только сам сможешь оплатить данную услугу.
- А деньги я где возьму? Ты ведь их мне дашь?
- Да нет. Деньги ты заработаешь.
- Я?! Заработаю?! Как?! Я ничего не умею.
- Любой человек всегда что-то умеет делать. Надо только подумать. Я ведь смог в твоём возрасте зарабатывать, и ты сможешь.
- Легко сказать, но трудно сделать. Придётся рисовать самому. - Самат почесал затылок. - Во чёрт, а рисовать - то не хочется. Может быть, ты мне что-то посоветуешь?
- М-да. Я тебя понимаю, потому что сам лично и чаще всего, не берусь за дела, которые мне не по душе. Я перепоручаю их кому-то другому.
- Какой ты папа хитрый! А мне вот школа не по душе. Кому бы мне перепоручить посещение школы и выполнение дурацких уроков?
- Да! Учёба тяжела. Но давай рассмотрим эту ситуацию с другой стороны.
- С какой стороны не посмотришь, со всех сторон трэш, шварк, фигово и ещё много чего хочется сказать.
- Не ожидал услышать такое! Ты таким заявлением меня просто застал врасплох.
- Ну вот, попробуй решить эту мою проблему. Слабо?!
- Ох, ох! Иногда кажущаяся проблема совсем и не проблема.
- Как это?
- А давай-ка иначе посмотрим на эту проблему!
- Попробуй. Сам небось тоже школу ненавидел.
- Да нет. Мне нравилось учиться, да и друзья были хорошие в классе.
- Друзья - это единственное, за что можно терпеть школу.
- Уже хорошо. Давай рассмотрим все положительные стороны учёбы в школе.
- Понятно, если с хорошей стороны сказать нечего, то будем искать что-то положительное.
- Так положительная сторона - это и есть всё хорошее.
- Ну что ты меня путаешь?
- Да всё проще простого, с положительной стороны все плюсы, то есть всё, что хорошо, а с отрицательной - все минусы, то есть всё плохое.
- А если все плюсы отнимают все минусы, ничего положительного не остаётся. А это всё равно плохо.
Папа засмеялся:
- Интересная у тебя логика. И всё-таки, рассмотрим все плюсы или положительные стороны школы.
- Тогда называй все плюсы ты, потому что я их не вижу.
- А я вижу. Во-первых, школа приучает к дисциплине. Звонок будильника, звонок на урок, звонок с урока, домашние задания, отбой. Будущему бизнесмену очень важно быть дисциплинированным. Согласен?
- Согласен, - нехотя произнёс Самат.
- Во-вторых, это общение со сверстниками, в-третьих, хотите вы того или нет, вам приходится трудиться, то есть напрягать мозги: читать, считать, писать… Это кажется трудным, скучным и неинтересным, но это облегчает в дальнейшем жизнь, в-четвёртых…
- Как может скучное и неинтересное облегчить жизнь?
- Ты развиваешь память, логику, мышление. Не желая получить двойку, ты выполняешь домашние задания, а домашние задания ты выполняешь самостоятельно, без учителя и родителей, то есть сам организуешь этот процесс. Те, кто с этим не справляется, тот не успевает делать уроки и плохо учится.
- В нашем классе много таких.
- Не сомневаюсь, Коля такой.
- А и не сомневайся. Он после школы играет в компьютерные игры.
- Гулять, бездельничать, играть в компьютерные игры – очень приятные занятия, только я среди своих успешных друзей не встретил ни одного, кто бы пожалел, что прочитал много книг и что старался хорошо учиться в школе. Все они, как правило, много знают и много чего умеют. Они все образованные, дисциплинированные и интеллигентные люди. С ними приятно общаться.
- Мне тоже нравятся твои друзья.
- И в заключение этой темы я хочу тебя спросить, если в детстве много времени проводить за играми в стрелялки, то, повзрослев, кем можно стать?
Самат задумался, потом нерешительно произнёс:
- Думаю, киллером или солдатом.
- Скорее всего. Учёные говорят, что это очень плохо отражается на детской психике. Подростки, наигравшись в такие игры, уже теряют грань между игрой и реальностью. Для них кого-то убить не составит большого труда. Такими сейчас все тюрьмы переполнены, а ведь начинается всё с банальной игры в «стрелялки».
- Жуть. Я больше играть в такие игры не буду.
- Мне бы тоже этого не хотелось. Эти игры очень увлекательны, и я не сомневаюсь, что ты попробовал в них поиграть, но я очень тебя прошу забыть про них раз и навсегда. В противном случае из тебя выйдет бандит, а не бизнесмен, а это дорога в никуда.
- Я понял. Я обещаю, что больше играть не буду.
- Ты - умница, я в тебя верю! Ты - наша надежда! Продолжим наш урок?
- Да, конечно.
- Давай хоть с твоими рисунками что-то решим. Хотя бы это бремя с тебя снимем.
- Ты всё-таки хочешь дать мне денег?
- А может лучше предложить тебе какую-нибудь работу?
- Сотый раз уже повторяю, что я ничего делать не умею! - возмутился Самат.
- А если я предложу тебе работу, которую выполняют, разъезжая на велосипеде?
- Что это за работа? Я согласен с утра до вечера гонять на велосипеде, тем более, если за это ещё и платить будут.
- Вспомни, как я рисовал рисунки. Терпения не всегда хватает. Только оно вот так получается, что если ты просто катаешься, для души, то кататься хочется вечно, а когда езда нужна для дела, то она как-то очень скоро надоедает. Потому, надо всё делать в меру.
- И что это за работа такая? Письма развозить?
- Почти. Доставка пиццы и другой выпечки по адресам. Одна поездка будет стоить столько, сколько тебе нужно будет заплатить за рисунок.
- Здорово! Я согласен. На велике покатаюсь, ещё и заработаю.
- Есть и второй вариант. Ты погуляешь с нашей Наной, но рассчитаться полностью за рисунок уже не получится (Нана – это любимая собака всей семьи, потому что она добрая, преданная и просто потому, что является полноправным членом семьи).
- Мне и та, и другая работа нравятся, но я выберу доставку пиццы.
- Хорошо. Но с Наной тебе всё-таки гулять придётся.
- Ну, если мне не придётся пыхтеть над рисунками, то я с удовольствием погуляю и с нашей Нанкой.
Папа с Саматом улыбались глядя друг на друга. Глаза папы были наполнены такой добротой, что, казалось, весь воздух в комнате стал удивительно мягким и светлым. Вдруг Самату в голову пришла совершенно фантастическая мысль и он её, неожиданно для себя, и ляпнул:
- Как было бы здорово вообще ничего не делать, но, чтобы денежки всё равно водились.
- А у меня как-то однажды так и получилось. Деньги, как с неба свалились.
- Как это? Расскажи, пожалуйста.
- Я почти забыл об этой ситуации. - Папа почесал затылок. - На день рождения в моё десятилетие дядя Марат подарил мне одну денежную купюру достоинством в 100 долларов.
- Купюру? Что-то похожее от слова купить.
- Совсем нет, - усмехнулся папа. - Купюры - это бумажные деньги. Наши купюры выражаются в рублях, в Америке - в долларах, в Израиле, например, - шекели, а в Китае - юани.
- А в Болгарии? Мама рассказывала, что, когда она была маленькой, то отдыхала там с бабушкой на «Золотых песках».
- Повезло нашей маме. Это сейчас «Золотые пески» - очень дорогой курорт. Сейчас там валюта - евро. Кстати, Болгария, не единственная страна, где валюта евро. Насколько я помню, это Польша, Словакия, Италия, Латвия, Литва и многие другие европейские страны. Если, например, американец приедет в нашу страну, то чтобы что-то купить, ему надо будет обменять доллары на наши рубли.
- А если мы захотим поехать к ним, то мы поменяем рубли на доллары? Так?
- Молодец! Ты всё хорошо понял.
- А что ты сделал со своей купюрой? - Самату понравилось это красивое слово «купюра».
- Я храню её в сейфе. Она для меня талисман.
- До сих пор хранишь? А почему я об этом не знаю?
- Вот теперь знаешь.
- Когда - нибудь ты подаришь её мне? Она станет и моим талисманом.
- Когда - нибудь, когда ты станешь взрослым и создашь свой бизнес.
- У-у-у. Это так долго ждать, - протяжно произнёс Самат.
- Ты не представляешь, как быстро летит время. Так вот, дядя подарил мне купюру достоинством в 100 долларов и строго - настрого запретил кому-либо её продавать или передаривать.
- Если дядя Марат запретил её кому-то дарить, то я у тебя её не возьму.
- Никому не подарю, только тебе, ведь ты - мой сын и дядя Марат не будет против. Мне сейчас очень стыдно, но тогда я был очень разочарован подарком и расстроился. Мне казалось, что это самый бесполезный подарок, какого я когда-либо получал.
- А почему сейчас ты так не думаешь? Ведь она всё равно просто лежит в сейфе. Ты ничего на эту купюру не купил, да и что можно купить на сто долларов? Это же так мало!
- Нет! Эта купюра - мой самый значимый урок, который я получил.
- Если для тебя этот урок так важен, так, может быть, ты его мне тоже преподашь?
- Разумеется! Я всё тебе расскажу. Ты поймёшь. Ты же у меня умный!
- Да, да, расскажи! Очень хочу узнать!
- Дядя пообещал, что если я сохраню купюру до следующего дня рождения, то он мне подарит ещё одну, такую же. Дядя, без сомнения, заметил, что я совсем не выразил никакой радости по поводу его подарка и попросил всё-таки выполнить его просьбу. Он обещал, что меня ждёт большой сюрприз.
- Я тоже люблю сюрпризы! И какой же ты получил сюрприз?
- Через год я, почему-то, больше всего ждал на день рождения своего дядю. Я вообще его любил. И сейчас люблю, и уважаю.
- Это ты про дедушку Марата? Я его тоже люблю.
- Да, про него.
- И он не забыл про свое обещание?
- Дедушка Марат никогда ничего не забывает. Сказал - сделал! Таких людей, кстати, очень мало.
- Ты, пап, такой, и мама…почти такая.
Папа усмехнулся:
- Маму не суди строго и, вообще, никогда не суди. Она - мама и точка! Договорились?!
- Понял! Ты не думай, я люблю маму.
- Вот так-то! Ты, я и мама должны быть для всех и, прежде всего, для себя «человеком слова». Уважение людей, конечно, очень важно, но прежде ты должен уважать себя. Тогда ты не позволишь унижать и оскорблять ни себя, ни других. Если встретишь таких, знай, с ними можно дружить и работать. На них можно положиться.
- И делать бизнес?
- Это само собой разумеется.
- Я постараюсь таким быть. Я постараюсь! Пап, а что же за сюрприз подарил тебе дедушка Марат?
- Он подарил мне ещё одну купюру в 100 долларов, но не это было сюрпризом. Он показал мне чеки на покупку этих двух купюр.
- Странно. Зачем они нужны? Мама, например, никогда чеки в магазине не берёт.
- То мама. Цены на продукты она видит каждый день. Всё ж ориентируется. А вот посмотреть чеки за один и тот же товар с интервалом в один год, два или десять, это уже будет очень интересно.
- И что?
- А то! У дяди Марата было 2 чека. На одном было напечатано, что ровно год назад он купил купюру в 100 долларов за 2400 рублей, а уже ко дню моего одиннадцатилетия - за 2700. Улавливаешь разницу?
- Не понял!
- Сюрприз удался!
Самат раскрыл рот от удивления.
- Кажется, да.
Папа замолчал, явно вспоминая те ощущения, которые он пережил, увидев чеки за одну и ту же купюру, но с интервалом в один год. Самат пытался «переварить» полученную информацию. Наконец, Самат выдохнул:
- Как это?
- А так! Дядя Марат подарил мне к десятилетию фактически 2400 рублей, но через год цена стодолларовой купюры стала 2700рублей, то есть возросла. К одиннадцатилетию он купил ещё сто долларов, но уже, как ты понимаешь за 2700 рублей. У меня было уже две купюры по сто долларов, и общая их стоимость составила 5400. Тогда меня удивила лишь сумма подарка. Но когда ещё через год он подарил мне ещё одну купюру с чеком на 2850 рублей, тут-то я и задумался.
- Что цена долларов может расти сама, как грибы?
- Почти, - засмеялся папа. - Каждый год на день рождения дядя Марат мне дарил по одной купюре. К 18 годам у меня было уже 900 долларов. К этому времени один доллар уже стоил 72 рубля.
- Ого! Это будет…, это будет… - Самат взял листок бумаги и начал считать. - Ого! 900 долларов на сумму 64800 рублей? И сейчас это всё лежит в сейфе? Если бы у меня было столько денег, я бы считал себя богачом!
- Это большие деньги, но не настолько, чтобы считать себя богачом.
- А почему ты мне не даришь купюры?
- Как-то не подумал, - задумался папа. - А знаешь, я думаю, лучшим подарком для тебя будут знания, которые я тебе даю. Всё, чего мы добиваемся в жизни: успеха, богатства, уважения, признания, счастья, мы добиваемся благодаря знаниям. Не зря говорится: «Знания – сила».
- Но разве это подарок?
- Скажи, если мы с мамой дадим тебе уроки бизнеса, у кого будет больше шансов построить бизнес, у тебя или кого-то из твоего класса?
- У меня, конечно!
- Вот тебе и ответ на твой вопрос. Запомни, человек стоит столько, сколько вложено в его мозги. И что вложено! Когда подрастёшь, поймёшь, насколько бесценны знания, которые ты сейчас получаешь. Знания помогают человеку принимать правильные решения, а это верный путь к успеху. Тебя устраивает такой ответ?
- Ну-у… - замялся Самат. - А на моё день рождения вы с мамой мне ничего больше дарить не будете?
Папа рассмеялся.
- Не переживай. Всё будет, как и прежде. Я так понимаю, что оценишь ты наши уроки несколько позже, но не сейчас.
- Я тебя расстроил? Понимаешь, пап, я ещё не совсем уверен - смогу ли стать настоящим бизнесменом, но уроки проходить я буду. Я постараюсь.
- Мы постараемся вместе.
- Я понял, пап! Спасибо!
- Ну а на сегодня достаточно. Урок закончен. Запиши в блокнот всё важное, о чём мы сегодня говорили, и занеси мне завтра в кабинет, я хочу познакомиться с твоими записями. Спокойной ночи.
- Хорошо, пап. Спокойной ночи.
Папа с сыном крепко обнялись и разошлись по комнатам, а Самат приступил к заполнению своего блокнота:
Урок 3.
1. Если заниматься делом, которое тебе не нравится, оно быстро надоест. Любой человек всегда умеет что-то делать.
2. Школа приучает к дисциплине. В школе мы учимся общению, учителя заставляют нас трудиться мозгами: много читать, считать и писать.
3. Школьные знания облегчают жизнь.
4. У папы все друзья интеллигентные и умные, потому что много читают. Папе с ними очень приятно общаться.
5. В стрелялки играть вредно, потому что, когда вырастешь, можешь стать бандитом.
6. Купюры - это бумажные деньги. В каждой стране свои купюры. Купюры нашей страны - это рубли.
7. Маму нельзя судить и осуждать, потому что она мама!
Самат почесал затылок:
«А если я иногда не слушаюсь, то это значит, что я её не люблю? Папа с мамой, наверное, были очень послушными. Почему я такой? Надо постараться впредь слушаться маму, чтобы это стало моим хорошим характером. Та-а-к, продолжим»:
«А если я иногда не слушаюсь, то это значит, что я её не люблю? Папа с мамой, наверное, были очень послушными. Почему я такой? Надо постараться впредь слушаться маму, чтобы это стало моим хорошим характером. Та-а-к, продолжим»:
8. Если кто-то - «человек слова», то с этим человеком можно дружить и даже вместе заниматься бизнесом.
9. Если я буду много знать, то в будущем это поможет мне принимать правильные решения в бизнесе.
Папа, ты сейчас прочитал то, что я написал, потому я хочу тебе сказать, что я тебя люблю и маму тоже.
«Ну, кажется, всё! Больше не могу. Мозги скоро взорвутся», – подумал Самат и с облегчением закрыл блокнот.