На следующий день Самату не терпелось быстрее начать урок. Стоило папе войти в комнату, как он поспешил поделиться мыслью, о которой думал целый день: - Пап, я хочу сейчас, прямо сейчас заработать миллион рублей. - Похвально, но зачем тебе сейчас миллион? - Вы копите деньги на будущее, чтобы лет через 10 совсем не работать, а жить также хорошо, как сейчас. - Тебе что, мама предложила участвовать в нашем проекте? - Нет. Мама об этом даже не догадывается. Это я сам так решил. - Здорово же ты решил, - почесал затылок папа. - Причём заметь, самостоятельно! – с гордостью произнёс Самат. – Главное, поставить цель! - И все?! - Цель я определил – это заработать миллион. Значит, я целеустремлённый. - Заработать миллион? Пока это твоя мечта, а мечтать можно о чём угодно. - Мечта? Чем же тогда мечта отличается от цели? - Цель – это точка, в которую ты хочешь прийти, результат, которого ты хочешь достичь, а мечта… - папа не договорил. - Заработать миллион – разве это не результат, которого я хочу достичь? - Цель должна быть реальной. Мы с тобой об этом уже говорили. - У меня реальная мечта. - Хорошо, к какому времени ты хочешь заработать этот миллион. - Не знаю, как получится, может быть, лет через пять. - Допустим, ты планируешь заработать миллион через пять лет. Каким образом ты собираешься достигнуть этой цели? - Пока не знаю. Может быть, придёт какая-то идея или вы мне подскажете. - А если идея к тебе не придёт и наше предложение тебе не понравится? - Ну, тогда я не знаю, что делать, - расстроился Самат. - А у тебя в детстве была цель? - Честно признаться, никаких целей в детстве у меня не было. Родители говорили: «Учись хорошо, получи профессию, чтобы зарабатывать и не сидеть на нашей шее». - А почему вы мне так не говорите, а даже наоборот, советуете стать бизнесменом? - У меня не было родителей, которые были бизнесменами, это, во-первых. А во-вторых, я уже, будучи взрослым, понял, что способен на большее, чем просто быть наёмным работником и ходить на работу ради выживания. Мне было очень трудно, я совершал много ошибок. Будь у меня хоть какие-то знания в области экономики и бизнеса, не сомневаюсь, я добился бы того, что имею сейчас лет на десять раньше. А если бы не встреча с нашей мамой, я бы сейчас вообще не говорил с тобой о бизнесе. А на шее у нас ты сидеть не будешь. Ты не такой. Ты гордый, как и я. Ты умный, такой же, как мама. В общем, ты - наш сын, а потому способен на большее, чем просто выучиться и получить профессию. Мы с мамой понимаем, что знания, которые мы тебе даём, падают на благодатную почву. - В смысле? Я растение? Папа засмеялся: - Ну, я утрирую. Это выражение означает, что на хорошей почве урожай выше. Знания, которые мы тебе передаём, не утекут, как вода в песок, а будут использованы максимально эффективно. - А профессию мне обязательно надо выбирать? Разве это обязательно для бизнесмена? - Если честно, это всё индивидуально. Мне, конечно, помогли мои знания, которые я получил в институте, но пять лет учёбы, думаю, были проведены не очень эффективно. - Что значит неэффективно? - Было много потрачено времени на предметы, которые мне не пригодились ни в жизни, ни в профессии. - Как в моей школе? - Практически, да. Практика даёт больше, чем ВУЗ. За пять лет работы я узнал больше, чем за пять лет учёбы. К сожалению, таковы реалии нашего времени в нашей стране. - А мне что делать? - Я уже начал над этим задумываться. Ты растёшь и надо думать, очень хорошо думать. Я пришёл к такому выводу: не обязательно быть специалистом в каком-то деле, если ты хочешь создать свой бизнес. - Папа, ты говоришь мне совсем непонятные вещи. Мне надо учиться, но не все знания, которые я получаю в школе, пригодятся мне в жизни. И что же мне всё-таки, делать? - Хорошо, скажу тебе по секрету. Не все отличники создадут свой бизнес. Для этого нужны определённые качества характера. Это тебе понятно, не так ли? - Немножко, но не очень. А кем становятся отличники? - В школе они сидят, корпят над уроками, участвуют во всевозможных олимпиадах и с отличием осваивают школьную программу. Понимаешь, им достаточно вызубрить написанное в учебниках и «дело в шляпе». - Что? В какой шляпе? - Ой, прости, выскочило. Это означает, всё решено, всё удачно закончено. - И всё-таки, я не понял, а шляпа-то тут причём? - В давние-давние времена кидали в шляпу листочки, одна из которых была с пометкой выигрыша. - А-а-а! У нас в лагере тоже так делали: в шляпу клали бумажки с номерами, кто должен за кем дежурить или, например, в игре с ответами на вопросы - кому какой вопрос выпадет, на тот и отвечает. Было интересно. - Это чуть-чуть не о том, но вспомнить лагерь – это тоже очень интересно. Не всё ж только о бизнесе, не так ли? - Эх, почему мы не говорим о том, как я интересно отдыхал в лагере? - Об отдыхе в прошлом и будущем говорить интересно, но, извини, не для меня. - Почему неинтересно говорить об интересном? - Да потому что это интересное для всех интересно по-разному. – Папа засмеялся. - Да, наверное, это так, – согласился Самат, потому что с папой нельзя было не согласиться. Он всегда был прав. - Ну, а мы продолжим. В ВУЗах, представь себе, тоже зубрят. Как ты думаешь, бизнесу можно научиться, если всё только зазубривать? - Не-е-т. Мы с мамой говорили о Генри Форде. Представляешь, он уже в 12 лет научился разбирать и собирать часы. Даже открыл свою мастерскую! Он же учился этому, не книжки читая!? Папа засмеялся: - А я вспомнил про своего двоюродного брата. Помню, нам было тогда по 17 лет. Мы готовились к поступлению в ВУЗы. Я пришёл к нему в гости, чтобы узнать о том, как он сдал очередной экзамен. Он показал мне будильник: - Я разобрал его и собрал. Представляешь, две детали оказались лишними. - Ну и как, ходят? – спросил я. - Не знаю почему, но перестали ходить, – ответил он. Самат удивился: - А разве такое возможно, чтобы без двух деталей будильник работал? - Даже без одной детали у будильника не было ни одного шанса заработать. - А твой брат разве об этом не догадался? - Не знаю, врать не буду. Мы только посмеялись над тем, что будильник оказался очень привередливым и не хотел тикать. Беда только в том, что будильник-то был его соседа по комнате, в которой он жил. - Наверное, они поругались. - Зная своего брата, скажу, что вряд ли он признался в своём деянии. Не сомневаюсь, он просто выбросил те лишние детали и дело с концом. Не пойман – не вор, как говорится. - А кто он, этот твой двоюродный брат? Я его знаю? - Мы не общаемся. - Я, кажется, догадываюсь почему. - Подозреваю, что догадки твои верные, но об этом не будем. Не стоит. - Хорошо, я понял. Папа замолчал, о чём-то задумавшись. Самат ждал, когда он заговорит, не смея прервать молчание. Затем папа встал и подошёл к шкафу, где стояли учебники Самата. Он аккуратно взял учебник английского языка. - Какие успехи у тебя по английскому языку? - Всё плохо. Учу слова, предлоги…, но язык не становится мне понятным, очень трудный язык. - Англичане говорят то же самое про русский. - Зачем нужен этот английский? - В бизнесе он тебе очень даже пригодится. Если ты будешь хорошо знать английский язык, для тебя будет открыт весь мир. Он поможет тебе найти приятелей со всех уголков мира и поддерживать с ними связь. Хотя английский не является самым распространенным языком в мире, но он является официальным языком в 53 странах, а около 400 миллионов человек на земном шаре говорят на нём, как на родном языке. - Я даже представить не мог, что так много. То есть, когда я создам свой бизнес и буду экспортировать то, что буду выпускать на своём предприятии, мне придётся разговаривать на английском языке? А не проще ли будет найти переводчика? - А представь, каким был бы наш разговор, если бы ты говорил на русском, а я, например, на немецком или китайском? - Понятно. Это было бы не то. Получается, мне надо заняться английским. - Получается, что так. И ты понимаешь, что сейчас, в век информационных технологий, надо многому учиться. У кого много знаний, у того больше и возможностей. Мы столько можем, сколько знаем. Всегда говорили: «Знание – сила!» - Не знаю, что делать мне с этим английским? Никак он у меня не идёт. - У японцев есть такой метод, который называется «метод солёного огурца». - Что? - В соляной раствор кладут свежие огурцы. Как ты думаешь, какими они станут через 2-3 дня? - Солёными, конечно. - Вот и тебя надо поместить в «соляной раствор». - Не понял, меня-то за что? - Нет, не в соляной раствор, не пугайся, а в среду англоговорящих людей. Через месяц, я уверен, ты заговоришь. - Правда? А почему в школе так не делают? - Где ж взять столько англоговорящих это, во-первых, а во-вторых, на зарплату наших учителей ни один иностранец не приедет. - А как другим удаётся этот чёртов английский выучить? - К языкам в наших условиях нужны способности, а также хороший репетитор. - А мне-то что делать? - Я слышал, есть такая возможность поехать в Англию с проживанием в семье. - Это бесплатно? - Разумеется нет, и стоить это будет недёшево. Мы с мамой об этом подумаем. - А как же школа? - Это будет во время летних каникул. - А как скоро это будет? Может, уже по окончании этого класса? - Нет. Скорее всего, мы это для тебя организуем через пару годков. - Почему через пару? - Оно, конечно бы чем раньше, тем лучше, но всё-таки, лучше будет, если ты станешь постарше. - Хорошо, как считаете нужным, так и сделаете. - Но имей в виду, чем больше у тебя будет знаний, тем больший результат ты получишь от поездки и общения с теми, у кого ты будешь жить. - Я понял, - тяжело вздохнул Самат. – Пап, так что же мне делать после окончания школы? - Наверное, с ответом на этот вопрос придётся подождать чуток. Мы подумаем об этом в конце наших уроков. - А может быть, чтобы заняться бизнесом мне будет достаточно наших уроков? - Думаю, что нет. Мы с мамой не сможем заменить всех преподавателей вузов. - То есть в ВУЗах тоже обучают тому, как вести бизнес? - Теоретически – да, практически – нет. - Почему? Учителя же всё знают. - Да, они знают, как делать, то есть, как управлять бизнес-процессами, как управлять людьми, даже как ставить цели, планировать и организовывать процесс и ещё много чего знают. - Я, конечно, не понимаю, но, наверное, это то, что нужно знать бизнесмену. - Это всё нужно знать, но почему-то мало кто, получив дипломы менеджеров, действительно становятся бизнесменами. - Кто такие менеджеры? - Попробую объяснить. Представим себе, что наша мама – менеджер в нашем доме. - Пока не могу представить. - То есть главная. В её обязанности входит управление всем домашним хозяйством или планированием того, какие работы надо выполнять по дому. Организует все работы по дому, следит за тем, чтобы все выполняли свои обязанности, причём качественно и в сроки, которые ею определены, следит за расходованием денежных средств, чтобы они расходовались эффективно, то есть разумно и экономно. Она управляет процессом производства блюд на кухне, уборкой комнат и прочими работами по дому. - Она так и так всё это делает. Так разве её теперь называть менеджером? Папа улыбнулся: - Раньше тех, кто кем-то или чем-то руководил, называли начальниками, администраторами, предпринимателями, директорами, а теперь всех называют менеджерами. Самат рассмеялся: - А кем можно назвать нашу маму? - Дома она у нас начальник! - А на работе? - А на работе она у нас главный по финансам. - Что это значит? - Спроси об этом её сам. Она это тебе лучше объяснит. - Спрошу, а ты кто на работе? - Ты знаешь, я - директор. - А почему ты себя не называешь менеджером? - Традиционно, директор — это наивысшая должность, то есть он управляет всем предприятием, а не только каким-то участком деятельности. Например, менеджер по продажам управляет процессом продажи продукции или товаров, менеджер по кадрам занимается набором работников, их увольнением, управляет выходом работников в отпуска. В общем, работает с кадрами и так далее. Я же управляю всем на своём предприятии и организую весь процесс. - Понятно! А ты можешь уволить маму? - Могу, но не буду этого делать. Понимаешь, персонал предприятия – это как футбольная команда. Ты ведь знаешь, в команде должны быть капитан, нападающие, защитники, полузащитники и вратарь. Каждый член команды выполняет свои функции, как винтик в часовом механизме, но капитан, это обычно самый опытный игрок, он может повлиять на исход всего матча. - Значит, капитаном становится самый старший, потому что самый опытный? Папа усмехнулся: - Я не сказал, самый старший. Повторюсь, самый опытный, но должно быть ещё одно условие. - Какое? - Капитан обязательно должен обладать лидерскими качествами. Это непременное условие, как, впрочем, и в бизнесе. Давай-ка обсудим, каким должен быть капитан команды? - Он должен правильно давать команды. - Молодец! Не только правильно, но и чётко, чтобы его поняли. Ещё каким? - Он должен знать больше других. - Что это значит? - Например, в игре он должен понимать, что делать нападающему или защитнику и уметь им подсказать, что делать. - Это он должен делать не всегда. Капитан должен знать, когда им нужен его совет, а когда нет. - Трудно быть капитаном. Я, наверное, бы не смог. - Это не факт. Ты же не футболист и не можешь этого знать. Капитан, обычно, много лет играет с командой и знает все сильные и слабые стороны игроков своей команды. Зная это, он должен всегда принимать правильные решения. Ошибка стоит победы. - А я думал, что каждый игрок играет сам по себе. - Как это сам по себе?! Зачем тогда капитан? Капитан команды, как хороший игрок, очень ценен для команды. Все игроки очень целеустремлённые и мужественные люди, однако, не каждый может быть капитаном. - Теперь я это понимаю. - Также и в бизнесе, мало кто, получив дипломы менеджеров, действительно становятся бизнесменами, потому что надо знать не только то, как делать, но и знать, что делать. - Как делать, что делать. Разве это сложно понять? - Как бы тебе доступно всё объяснить? – папа почесал затылок. – В общем, я бы так сказал, знать, как делать и уметь делать – это разные действия. Вот ты ходишь на тренировки и знаешь многие приёмы борьбы. В твоей возрастной группе все мальчики знают одни и те же приёмы, но побеждают лучшие. Почему? - Они побеждают, потому что сильнее и ловчее. - Да, потому что знают КАК, и умеют. - А если много тренироваться, то можно научиться «уметь». - К сожалению, не каждый, как и в бизнесе. Ты когда-нибудь слышал о Брюс Ли? - Нет, а кто это? - Это мастер боевых искусств. - Мастеров много. - Это непревзойдённый мастер. Если сейчас я тебе чуть-чуть расскажу о его достижениях, не сомневаюсь, тебе захочется узнать о нём намного больше. - Хорошо, уже интересно. - Он достиг величайшего мастерства и мировой известности. Никто в мире не превзошёл три его величайших достижения. Первое, это невероятная скорость, с которой он наносил удары. Представляешь, всего за секунду он мог нанести до девяти ударов. При этом сила удара от скорости не страдала, она была феноменальной - 159 килограммов. За секунду! Десять ударов! - Ого! Разве такое возможно? - Нет, невозможно. Для всех невозможно, но не для Брюс Ли. - А второе достижение? - Второе не менее значимое. Ударом с расстояния почти 3 сантиметра он мог отбросить соперника на метр. Представляешь, этот удар был равносилен удару кувалды. - Это фантастика! А что такое кувалда? - О! Это большой, тяжёлый молот, который издревле использовали для разбивания камней или других тяжелых материалов, а также для забивания столбов в землю и т. д. - Этот Брюс Ли, наверное, был размером со слона. - Отнюдь. Его рост был 1 метр 71 сантиметра. - Так наш тренер такого же роста. А что было третьим достижением? - А, в-третьих, он мог отжиматься на двух пальцах одной руки, а ещё!!!... Мог подбрасывать в воздух зёрна риса и ловить их палочками для еды. - Что? Не верю! - Что ж, завтра почитаешь о нём в интернете. - Обязательно почитаю. А как он смог таким стать? - Это большой труд. И талант, данный Богом. И характер. - Здорово! А он был богатым? - Он много снимался в фильмах и, думаю, хорошо зарабатывал, но «один в поле не воин», вряд ли это были огромные суммы, чтобы говорить, что он был очень богатым человеком. Он был известным – это да, но богатством не выделялся. Зато о нём снято множество фильмов, а в 1993 году он получил звезду на аллее славы в Голливуде в Америке за вклад в развитие киноиндустрии. Это большая честь! Жаль только, что его уже нет в живых. - Я бы тоже хотел получить звезду на Аллее славы. Папа засмеялся: - Только, пожалуйста, при жизни. - Я не собираюсь умирать, мне ещё надо самолёт купить… - Надеюсь, совсем далеко от нас не улетишь? - Совсем нет, но по миру полетаю. - Одобряю и поддерживаю. Пусть будет так! - Пап, а стать бизнесменом тоже нужен талант? - Возможно, и талант, но без труда и усилий, сомневаюсь, что что-то получится. Брюс Ли, без сомнения, ты вряд ли станешь, потому главным орудием твоего труда должен стать твой ум. От него будет зависеть, добьёшься ли ты успеха в жизни или нет. - Я это уже понял. - Скажи-ка мне, сынок, а что ты сейчас читаешь? - Пап, но у меня совсем нет времени читать. - Жаль. Надо бы находить ежедневно хотя бы минут 30 для чтения. Во-первых, в результате чтения, пополняется словарный запас, а он нужен руководителю, так как он не только даёт указы и распоряжения своим подчинённым, но и должен обладать даром убеждения. Во-вторых, руководитель должен быть грамотным. В-третьих, чтение тренирует внимание, умение концентрироваться и память. - А зачем мне в школе уроки рисования, пения, какие-то бесполезные уроки труда. Лучше в это время больше читать. - Из тебя же не делают художника, певца или рабочего, а понемножку надо уметь рисовать, петь, что-то ещё делать. Так что не возмущайся. - Да я так, к слову. - Понятно. Но поверь мне, все наши мысли и идеи – это следствие прочтения книг. - А какие книги ты читаешь? - Я читаю те, над которыми надо думать, которые требуют больших усилий для понимания. - Зачем так мучиться, это же неинтересно. - Мозгам нельзя расслабляться. Чтение для ума – это то же, что и физические упражнения для тела. - А ты мог бы дать мне свои книги для чтения? Папа засмеялся: - Не гони впереди паровоза, успеешь. Пока читай то, что вам задают в школе. - А что значит: «Не гони впереди паровоза?» - Догадайся. - Паровоз задавит, это понятно, но почему мне нельзя читать то, что ты читаешь сейчас? - Скажи, ты можешь поднять штангу весом 50 килограмм. - Ты что, пап, штанга меня раздавит. Папа усмехнулся: - А ты думаешь осилить мудрёную книгу тебе будет просто? Всему своё время. - Хорошо, я понял. - Так вот, будем учиться, получать знания и вырабатывать характер, а чуть подрастёшь…, сядешь в паровоз и вперёд на всех парах. - То есть, не впереди паровоза, а на паровозе? - Да. Если не сядешь вовремя в паровоз, останешься навсегда на своей станции. - А можно сесть не на паровоз, а на поезд. - Я вообще бы посоветовал сесть на самолёт. Так быстрее двигаться по жизни. - А ты на чём едешь? - Думаю, на скоростном поезде. Тоже неплохо получается. А ты, я уверен, полетишь по жизни на сверхзвуковом самолёте. - Я бы так и хотел. - Какие твои годы. У тебя всё впереди, а в завершении сегодняшнего нашего урока я тебе скажу: большие деньги идут туда, где есть мозги. Пора отдыхать. Спокойной ночи. – Папа встал, потрепал, по обыкновению, Самата по голове и вышел из комнаты. «Та-а-к, и что же мне сегодня писать? Вот задача! Столько много было информации и с каждым разом всё сложнее и сложнее. Ладно, папа же сказал, что мозгам нельзя расслабляться. С моими родителями, точно, не расслабишься». Самат задумался: «Ну и хорошо! Все борются с моей ленью: и школа, и тренер, и папа с мамой, а я им помогаю. Здорово! Интересно, а когда я вырасту, кто будет бороться с моей ленью? Может спросить у папы или мамы?» Самат вновь задумался: «Нет, спрашивать не буду. Подумаю об этом, когда вырасту, а сейчас надо заполнить блокнот».
Урок 18.
1. Интересное для всех интересно по-разному. 2. Мы столько можем, сколько знаем. Всегда говорили: «Знание – сила!» 3. Ум. От него зависит, добьёшься ли ты успеха в жизни или нет. Все наши мысли и идеи – это следствие прочтения книг. Мозгам нельзя расслабляться. Чтение для ума – это то же, что и физические упражнения для тела. 4. Если не сядешь в паровоз, останешься навсегда на своей станции. 5. Большие деньги идут туда, где есть мозги. 6. Метод солёного огурца. Если человек попадёт в среду англоговорящих людей, то через месяц он заговорит. 7. Бизнесмен должен знать, как делать и уметь делать.