Урок 18
На следующий день Самату не терпелось быстрее начать урок. Стоило папе войти в комнату, как он поспешил поделиться мыслью, о которой думал целый день:
- Пап, я хочу сейчас, прямо сейчас заработать миллион рублей.
- Похвально, но зачем тебе сейчас миллион?
- Вы копите деньги на будущее, чтобы лет через 10 совсем не работать, а жить также хорошо, как сейчас.
- Тебе что, мама предложила участвовать в нашем проекте?
- Нет. Мама об этом даже не догадывается. Это я сам так решил.
- Здорово же ты решил, - почесал затылок папа.
- Причём заметь, самостоятельно! – с гордостью произнёс Самат. – Главное, поставить цель!
- И все?!
- Цель я определил – это заработать миллион. Значит, я целеустремлённый.
- Заработать миллион? Пока это твоя мечта, а мечтать можно о чём угодно.
- Мечта? Чем же тогда мечта отличается от цели?
- Цель – это точка, в которую ты хочешь прийти, результат, которого ты хочешь достичь, а мечта… - папа не договорил.
- Заработать миллион – разве это не результат, которого я хочу достичь?
- Цель должна быть реальной. Мы с тобой об этом уже говорили.
- У меня реальная мечта.
- Хорошо, к какому времени ты хочешь заработать этот миллион.
- Не знаю, как получится, может быть, лет через пять.
- Допустим, ты планируешь заработать миллион через пять лет. Каким образом ты собираешься достигнуть этой цели?
- Пока не знаю. Может быть, придёт какая-то идея или вы мне подскажете.
- А если идея к тебе не придёт и наше предложение тебе не понравится?
- Ну, тогда я не знаю, что делать, - расстроился Самат. - А у тебя в детстве была цель?
- Честно признаться, никаких целей в детстве у меня не было. Родители говорили: «Учись хорошо, получи профессию, чтобы зарабатывать и не сидеть на нашей шее».
- А почему вы мне так не говорите, а даже наоборот, советуете стать бизнесменом?
- У меня не было родителей, которые были бизнесменами, это, во-первых. А во-вторых, я уже, будучи взрослым, понял, что способен на большее, чем просто быть наёмным работником и ходить на работу ради выживания. Мне было очень трудно, я совершал много ошибок. Будь у меня хоть какие-то знания в области экономики и бизнеса, не сомневаюсь, я добился бы того, что имею сейчас лет на десять раньше. А если бы не встреча с нашей мамой, я бы сейчас вообще не говорил с тобой о бизнесе. А на шее у нас ты сидеть не будешь. Ты не такой. Ты гордый, как и я. Ты умный, такой же, как мама. В общем, ты - наш сын, а потому способен на большее, чем просто выучиться и получить профессию. Мы с мамой понимаем, что знания, которые мы тебе даём, падают на благодатную почву.
- В смысле? Я растение?
Папа засмеялся:
- Ну, я утрирую. Это выражение означает, что на хорошей почве урожай выше. Знания, которые мы тебе передаём, не утекут, как вода в песок, а будут использованы максимально эффективно.
- А профессию мне обязательно надо выбирать? Разве это обязательно для бизнесмена?
- Если честно, это всё индивидуально. Мне, конечно, помогли мои знания, которые я получил в институте, но пять лет учёбы, думаю, были проведены не очень эффективно.
- Что значит неэффективно?
- Было много потрачено времени на предметы, которые мне не пригодились ни в жизни, ни в профессии.
- Как в моей школе?
- Практически, да. Практика даёт больше, чем ВУЗ. За пять лет работы я узнал больше, чем за пять лет учёбы. К сожалению, таковы реалии нашего времени в нашей стране.
- А мне что делать?
- Я уже начал над этим задумываться. Ты растёшь и надо думать, очень хорошо думать. Я пришёл к такому выводу: не обязательно быть специалистом в каком-то деле, если ты хочешь создать свой бизнес.
- Папа, ты говоришь мне совсем непонятные вещи. Мне надо учиться, но не все знания, которые я получаю в школе, пригодятся мне в жизни. И что же мне всё-таки, делать?
- Хорошо, скажу тебе по секрету. Не все отличники создадут свой бизнес. Для этого нужны определённые качества характера. Это тебе понятно, не так ли?
- Немножко, но не очень. А кем становятся отличники?
- В школе они сидят, корпят над уроками, участвуют во всевозможных олимпиадах и с отличием осваивают школьную программу. Понимаешь, им достаточно вызубрить написанное в учебниках и «дело в шляпе».
- Что? В какой шляпе?
- Ой, прости, выскочило. Это означает, всё решено, всё удачно закончено.
- И всё-таки, я не понял, а шляпа-то тут причём?
- В давние-давние времена кидали в шляпу листочки, одна из которых была с пометкой выигрыша.
- А-а-а! У нас в лагере тоже так делали: в шляпу клали бумажки с номерами, кто должен за кем дежурить или, например, в игре с ответами на вопросы - кому какой вопрос выпадет, на тот и отвечает. Было интересно.
- Это чуть-чуть не о том, но вспомнить лагерь – это тоже очень интересно. Не всё ж только о бизнесе, не так ли?
- Эх, почему мы не говорим о том, как я интересно отдыхал в лагере?
- Об отдыхе в прошлом и будущем говорить интересно, но, извини, не для меня.
- Почему неинтересно говорить об интересном?
- Да потому что это интересное для всех интересно по-разному. – Папа засмеялся.
- Да, наверное, это так, – согласился Самат, потому что с папой нельзя было не согласиться. Он всегда был прав.
- Ну, а мы продолжим. В ВУЗах, представь себе, тоже зубрят. Как ты думаешь, бизнесу можно научиться, если всё только зазубривать?
- Не-е-т. Мы с мамой говорили о Генри Форде. Представляешь, он уже в 12 лет научился разбирать и собирать часы. Даже открыл свою мастерскую! Он же учился этому, не книжки читая!?
Папа засмеялся:
- А я вспомнил про своего двоюродного брата. Помню, нам было тогда по 17 лет. Мы готовились к поступлению в ВУЗы. Я пришёл к нему в гости, чтобы узнать о том, как он сдал очередной экзамен. Он показал мне будильник:
- Я разобрал его и собрал. Представляешь, две детали оказались лишними.
- Ну и как, ходят? – спросил я.
- Не знаю почему, но перестали ходить, – ответил он.
Самат удивился:
- А разве такое возможно, чтобы без двух деталей будильник работал?
- Даже без одной детали у будильника не было ни одного шанса заработать.
- А твой брат разве об этом не догадался?
- Не знаю, врать не буду. Мы только посмеялись над тем, что будильник оказался очень привередливым и не хотел тикать. Беда только в том, что будильник-то был его соседа по комнате, в которой он жил.
- Наверное, они поругались.
- Зная своего брата, скажу, что вряд ли он признался в своём деянии. Не сомневаюсь, он просто выбросил те лишние детали и дело с концом. Не пойман – не вор, как говорится.
- А кто он, этот твой двоюродный брат? Я его знаю?
- Мы не общаемся.
- Я, кажется, догадываюсь почему.
- Подозреваю, что догадки твои верные, но об этом не будем. Не стоит.
- Хорошо, я понял.
Папа замолчал, о чём-то задумавшись. Самат ждал, когда он заговорит, не смея прервать молчание. Затем папа встал и подошёл к шкафу, где стояли учебники Самата. Он аккуратно взял учебник английского языка.
- Какие успехи у тебя по английскому языку?
- Всё плохо. Учу слова, предлоги…, но язык не становится мне понятным, очень трудный язык.
- Англичане говорят то же самое про русский.
- Зачем нужен этот английский?
- В бизнесе он тебе очень даже пригодится. Если ты будешь хорошо знать английский язык, для тебя будет открыт весь мир. Он поможет тебе найти приятелей со всех уголков мира и поддерживать с ними связь. Хотя английский не является самым распространенным языком в мире, но он является официальным языком в 53 странах, а около 400 миллионов человек на земном шаре говорят на нём, как на родном языке.
- Я даже представить не мог, что так много. То есть, когда я создам свой бизнес и буду экспортировать то, что буду выпускать на своём предприятии, мне придётся разговаривать на английском языке? А не проще ли будет найти переводчика?
- А представь, каким был бы наш разговор, если бы ты говорил на русском, а я, например, на немецком или китайском?
- Понятно. Это было бы не то. Получается, мне надо заняться английским.
- Получается, что так. И ты понимаешь, что сейчас, в век информационных технологий, надо многому учиться. У кого много знаний, у того больше и возможностей. Мы столько можем, сколько знаем. Всегда говорили: «Знание – сила!»
- Не знаю, что делать мне с этим английским? Никак он у меня не идёт.
- У японцев есть такой метод, который называется «метод солёного огурца».
- Что?
- В соляной раствор кладут свежие огурцы. Как ты думаешь, какими они станут через 2-3 дня?
- Солёными, конечно.
- Вот и тебя надо поместить в «соляной раствор».
- Не понял, меня-то за что?
- Нет, не в соляной раствор, не пугайся, а в среду англоговорящих людей. Через месяц, я уверен, ты заговоришь.
- Правда? А почему в школе так не делают?
- Где ж взять столько англоговорящих это, во-первых, а во-вторых, на зарплату наших учителей ни один иностранец не приедет.
- А как другим удаётся этот чёртов английский выучить?
- К языкам в наших условиях нужны способности, а также хороший репетитор.
- А мне-то что делать?
- Я слышал, есть такая возможность поехать в Англию с проживанием в семье.
- Это бесплатно?
- Разумеется нет, и стоить это будет недёшево. Мы с мамой об этом подумаем.
- А как же школа?
- Это будет во время летних каникул.
- А как скоро это будет? Может, уже по окончании этого класса?
- Нет. Скорее всего, мы это для тебя организуем через пару годков.
- Почему через пару?
- Оно, конечно бы чем раньше, тем лучше, но всё-таки, лучше будет, если ты станешь постарше.
- Хорошо, как считаете нужным, так и сделаете.
- Но имей в виду, чем больше у тебя будет знаний, тем больший результат ты получишь от поездки и общения с теми, у кого ты будешь жить.
- Я понял, - тяжело вздохнул Самат. – Пап, так что же мне делать после окончания школы?
- Наверное, с ответом на этот вопрос придётся подождать чуток. Мы подумаем об этом в конце наших уроков.
- А может быть, чтобы заняться бизнесом мне будет достаточно наших уроков?
- Думаю, что нет. Мы с мамой не сможем заменить всех преподавателей вузов.
- То есть в ВУЗах тоже обучают тому, как вести бизнес?
- Теоретически – да, практически – нет.
- Почему? Учителя же всё знают.
- Да, они знают, как делать, то есть, как управлять бизнес-процессами, как управлять людьми, даже как ставить цели, планировать и организовывать процесс и ещё много чего знают.
- Я, конечно, не понимаю, но, наверное, это то, что нужно знать бизнесмену.
- Это всё нужно знать, но почему-то мало кто, получив дипломы менеджеров, действительно становятся бизнесменами.
- Кто такие менеджеры?
- Попробую объяснить. Представим себе, что наша мама – менеджер в нашем доме.
- Пока не могу представить.
- То есть главная. В её обязанности входит управление всем домашним хозяйством или планированием того, какие работы надо выполнять по дому. Организует все работы по дому, следит за тем, чтобы все выполняли свои обязанности, причём качественно и в сроки, которые ею определены, следит за расходованием денежных средств, чтобы они расходовались эффективно, то есть разумно и экономно. Она управляет процессом производства блюд на кухне, уборкой комнат и прочими работами по дому.
- Она так и так всё это делает. Так разве её теперь называть менеджером?
Папа улыбнулся:
- Раньше тех, кто кем-то или чем-то руководил, называли начальниками, администраторами, предпринимателями, директорами, а теперь всех называют менеджерами.
Самат рассмеялся:
- А кем можно назвать нашу маму?
- Дома она у нас начальник!
- А на работе?
- А на работе она у нас главный по финансам.
- Что это значит?
- Спроси об этом её сам. Она это тебе лучше объяснит.
- Спрошу, а ты кто на работе?
- Ты знаешь, я - директор.
- А почему ты себя не называешь менеджером?
- Традиционно, директор — это наивысшая должность, то есть он управляет всем предприятием, а не только каким-то участком деятельности. Например, менеджер по продажам управляет процессом продажи продукции или товаров, менеджер по кадрам занимается набором работников, их увольнением, управляет выходом работников в отпуска. В общем, работает с кадрами и так далее. Я же управляю всем на своём предприятии и организую весь процесс.
- Понятно! А ты можешь уволить маму?
- Могу, но не буду этого делать. Понимаешь, персонал предприятия – это как футбольная команда. Ты ведь знаешь, в команде должны быть капитан, нападающие, защитники, полузащитники и вратарь. Каждый член команды выполняет свои функции, как винтик в часовом механизме, но капитан, это обычно самый опытный игрок, он может повлиять на исход всего матча.
- Значит, капитаном становится самый старший, потому что самый опытный?
Папа усмехнулся:
- Я не сказал, самый старший. Повторюсь, самый опытный, но должно быть ещё одно условие.
- Какое?
- Капитан обязательно должен обладать лидерскими качествами. Это непременное условие, как, впрочем, и в бизнесе. Давай-ка обсудим, каким должен быть капитан команды?
- Он должен правильно давать команды.
- Молодец! Не только правильно, но и чётко, чтобы его поняли. Ещё каким?
- Он должен знать больше других.
- Что это значит?
- Например, в игре он должен понимать, что делать нападающему или защитнику и уметь им подсказать, что делать.
- Это он должен делать не всегда. Капитан должен знать, когда им нужен его совет, а когда нет.
- Трудно быть капитаном. Я, наверное, бы не смог.
- Это не факт. Ты же не футболист и не можешь этого знать. Капитан, обычно, много лет играет с командой и знает все сильные и слабые стороны игроков своей команды. Зная это, он должен всегда принимать правильные решения. Ошибка стоит победы.
- А я думал, что каждый игрок играет сам по себе.
- Как это сам по себе?! Зачем тогда капитан? Капитан команды, как хороший игрок, очень ценен для команды. Все игроки очень целеустремлённые и мужественные люди, однако, не каждый может быть капитаном.
- Теперь я это понимаю.
- Также и в бизнесе, мало кто, получив дипломы менеджеров, действительно становятся бизнесменами, потому что надо знать не только то, как делать, но и знать, что делать.
- Как делать, что делать. Разве это сложно понять?
- Как бы тебе доступно всё объяснить? – папа почесал затылок. – В общем, я бы так сказал, знать, как делать и уметь делать – это разные действия. Вот ты ходишь на тренировки и знаешь многие приёмы борьбы. В твоей возрастной группе все мальчики знают одни и те же приёмы, но побеждают лучшие. Почему?
- Они побеждают, потому что сильнее и ловчее.
- Да, потому что знают КАК, и умеют.
- А если много тренироваться, то можно научиться «уметь».
- К сожалению, не каждый, как и в бизнесе. Ты когда-нибудь слышал о Брюс Ли?
- Нет, а кто это?
- Это мастер боевых искусств.
- Мастеров много.
- Это непревзойдённый мастер. Если сейчас я тебе чуть-чуть расскажу о его достижениях, не сомневаюсь, тебе захочется узнать о нём намного больше.
- Хорошо, уже интересно.
- Он достиг величайшего мастерства и мировой известности. Никто в мире не превзошёл три его величайших достижения. Первое, это невероятная скорость, с которой он наносил удары. Представляешь, всего за секунду он мог нанести до девяти ударов. При этом сила удара от скорости не страдала, она была феноменальной - 159 килограммов. За секунду! Десять ударов!
- Ого! Разве такое возможно?
- Нет, невозможно. Для всех невозможно, но не для Брюс Ли.
- А второе достижение?
- Второе не менее значимое. Ударом с расстояния почти 3 сантиметра он мог отбросить соперника на метр. Представляешь, этот удар был равносилен удару кувалды.
- Это фантастика! А что такое кувалда?
- О! Это большой, тяжёлый молот, который издревле использовали для разбивания камней или других тяжелых материалов, а также для забивания столбов в землю и т. д.
- Этот Брюс Ли, наверное, был размером со слона.
- Отнюдь. Его рост был 1 метр 71 сантиметра.
- Так наш тренер такого же роста. А что было третьим достижением?
- А, в-третьих, он мог отжиматься на двух пальцах одной руки, а ещё!!!... Мог подбрасывать в воздух зёрна риса и ловить их палочками для еды.
- Что? Не верю!
- Что ж, завтра почитаешь о нём в интернете.
- Обязательно почитаю. А как он смог таким стать?
- Это большой труд. И талант, данный Богом. И характер.
- Здорово! А он был богатым?
- Он много снимался в фильмах и, думаю, хорошо зарабатывал, но «один в поле не воин», вряд ли это были огромные суммы, чтобы говорить, что он был очень богатым человеком. Он был известным – это да, но богатством не выделялся. Зато о нём снято множество фильмов, а в 1993 году он получил звезду на аллее славы в Голливуде в Америке за вклад в развитие киноиндустрии. Это большая честь! Жаль только, что его уже нет в живых.
- Я бы тоже хотел получить звезду на Аллее славы.
Папа засмеялся:
- Только, пожалуйста, при жизни.
- Я не собираюсь умирать, мне ещё надо самолёт купить…
- Надеюсь, совсем далеко от нас не улетишь?
- Совсем нет, но по миру полетаю.
- Одобряю и поддерживаю. Пусть будет так!
- Пап, а стать бизнесменом тоже нужен талант?
- Возможно, и талант, но без труда и усилий, сомневаюсь, что что-то получится. Брюс Ли, без сомнения, ты вряд ли станешь, потому главным орудием твоего труда должен стать твой ум. От него будет зависеть, добьёшься ли ты успеха в жизни или нет.
- Я это уже понял.
- Скажи-ка мне, сынок, а что ты сейчас читаешь?
- Пап, но у меня совсем нет времени читать.
- Жаль. Надо бы находить ежедневно хотя бы минут 30 для чтения. Во-первых, в результате чтения, пополняется словарный запас, а он нужен руководителю, так как он не только даёт указы и распоряжения своим подчинённым, но и должен обладать даром убеждения. Во-вторых, руководитель должен быть грамотным. В-третьих, чтение тренирует внимание, умение концентрироваться и память.
- А зачем мне в школе уроки рисования, пения, какие-то бесполезные уроки труда. Лучше в это время больше читать.
- Из тебя же не делают художника, певца или рабочего, а понемножку надо уметь рисовать, петь, что-то ещё делать. Так что не возмущайся.
- Да я так, к слову.
- Понятно. Но поверь мне, все наши мысли и идеи – это следствие прочтения книг.
- А какие книги ты читаешь?
- Я читаю те, над которыми надо думать, которые требуют больших усилий для понимания.
- Зачем так мучиться, это же неинтересно.
- Мозгам нельзя расслабляться. Чтение для ума – это то же, что и физические упражнения для тела.
- А ты мог бы дать мне свои книги для чтения?
Папа засмеялся:
- Не гони впереди паровоза, успеешь. Пока читай то, что вам задают в школе.
- А что значит: «Не гони впереди паровоза?»
- Догадайся.
- Паровоз задавит, это понятно, но почему мне нельзя читать то, что ты читаешь сейчас?
- Скажи, ты можешь поднять штангу весом 50 килограмм.
- Ты что, пап, штанга меня раздавит.
Папа усмехнулся:
- А ты думаешь осилить мудрёную книгу тебе будет просто? Всему своё время.
- Хорошо, я понял.
- Так вот, будем учиться, получать знания и вырабатывать характер, а чуть подрастёшь…, сядешь в паровоз и вперёд на всех парах.
- То есть, не впереди паровоза, а на паровозе?
- Да. Если не сядешь вовремя в паровоз, останешься навсегда на своей станции.
- А можно сесть не на паровоз, а на поезд.
- Я вообще бы посоветовал сесть на самолёт. Так быстрее двигаться по жизни.
- А ты на чём едешь?
- Думаю, на скоростном поезде. Тоже неплохо получается. А ты, я уверен, полетишь по жизни на сверхзвуковом самолёте.
- Я бы так и хотел.
- Какие твои годы. У тебя всё впереди, а в завершении сегодняшнего нашего урока я тебе скажу: большие деньги идут туда, где есть мозги. Пора отдыхать. Спокойной ночи. – Папа встал, потрепал, по обыкновению, Самата по голове и вышел из комнаты.
«Та-а-к, и что же мне сегодня писать? Вот задача! Столько много было информации и с каждым разом всё сложнее и сложнее. Ладно, папа же сказал, что мозгам нельзя расслабляться. С моими родителями, точно, не расслабишься».
Самат задумался: «Ну и хорошо! Все борются с моей ленью: и школа, и тренер, и папа с мамой, а я им помогаю. Здорово! Интересно, а когда я вырасту, кто будет бороться с моей ленью? Может спросить у папы или мамы?»
Самат вновь задумался: «Нет, спрашивать не буду. Подумаю об этом, когда вырасту, а сейчас надо заполнить блокнот».
Урок 18.
1. Интересное для всех интересно по-разному.
2. Мы столько можем, сколько знаем. Всегда говорили: «Знание – сила!»
3. Ум. От него зависит, добьёшься ли ты успеха в жизни или нет. Все наши мысли и идеи – это следствие прочтения книг. Мозгам нельзя расслабляться. Чтение для ума – это то же, что и физические упражнения для тела.
4. Если не сядешь в паровоз, останешься навсегда на своей станции.
5. Большие деньги идут туда, где есть мозги.
6. Метод солёного огурца. Если человек попадёт в среду англоговорящих людей, то через месяц он заговорит.
7. Бизнесмен должен знать, как делать и уметь делать.
На следующий день Самату не терпелось быстрее начать урок. Стоило папе войти в комнату, как он поспешил поделиться мыслью, о которой думал целый день:
- Пап, я хочу сейчас, прямо сейчас заработать миллион рублей.
- Похвально, но зачем тебе сейчас миллион?
- Вы копите деньги на будущее, чтобы лет через 10 совсем не работать, а жить также хорошо, как сейчас.
- Тебе что, мама предложила участвовать в нашем проекте?
- Нет. Мама об этом даже не догадывается. Это я сам так решил.
- Здорово же ты решил, - почесал затылок папа.
- Причём заметь, самостоятельно! – с гордостью произнёс Самат. – Главное, поставить цель!
- И все?!
- Цель я определил – это заработать миллион. Значит, я целеустремлённый.
- Заработать миллион? Пока это твоя мечта, а мечтать можно о чём угодно.
- Мечта? Чем же тогда мечта отличается от цели?
- Цель – это точка, в которую ты хочешь прийти, результат, которого ты хочешь достичь, а мечта… - папа не договорил.
- Заработать миллион – разве это не результат, которого я хочу достичь?
- Цель должна быть реальной. Мы с тобой об этом уже говорили.
- У меня реальная мечта.
- Хорошо, к какому времени ты хочешь заработать этот миллион.
- Не знаю, как получится, может быть, лет через пять.
- Допустим, ты планируешь заработать миллион через пять лет. Каким образом ты собираешься достигнуть этой цели?
- Пока не знаю. Может быть, придёт какая-то идея или вы мне подскажете.
- А если идея к тебе не придёт и наше предложение тебе не понравится?
- Ну, тогда я не знаю, что делать, - расстроился Самат. - А у тебя в детстве была цель?
- Честно признаться, никаких целей в детстве у меня не было. Родители говорили: «Учись хорошо, получи профессию, чтобы зарабатывать и не сидеть на нашей шее».
- А почему вы мне так не говорите, а даже наоборот, советуете стать бизнесменом?
- У меня не было родителей, которые были бизнесменами, это, во-первых. А во-вторых, я уже, будучи взрослым, понял, что способен на большее, чем просто быть наёмным работником и ходить на работу ради выживания. Мне было очень трудно, я совершал много ошибок. Будь у меня хоть какие-то знания в области экономики и бизнеса, не сомневаюсь, я добился бы того, что имею сейчас лет на десять раньше. А если бы не встреча с нашей мамой, я бы сейчас вообще не говорил с тобой о бизнесе. А на шее у нас ты сидеть не будешь. Ты не такой. Ты гордый, как и я. Ты умный, такой же, как мама. В общем, ты - наш сын, а потому способен на большее, чем просто выучиться и получить профессию. Мы с мамой понимаем, что знания, которые мы тебе даём, падают на благодатную почву.
- В смысле? Я растение?
Папа засмеялся:
- Ну, я утрирую. Это выражение означает, что на хорошей почве урожай выше. Знания, которые мы тебе передаём, не утекут, как вода в песок, а будут использованы максимально эффективно.
- А профессию мне обязательно надо выбирать? Разве это обязательно для бизнесмена?
- Если честно, это всё индивидуально. Мне, конечно, помогли мои знания, которые я получил в институте, но пять лет учёбы, думаю, были проведены не очень эффективно.
- Что значит неэффективно?
- Было много потрачено времени на предметы, которые мне не пригодились ни в жизни, ни в профессии.
- Как в моей школе?
- Практически, да. Практика даёт больше, чем ВУЗ. За пять лет работы я узнал больше, чем за пять лет учёбы. К сожалению, таковы реалии нашего времени в нашей стране.
- А мне что делать?
- Я уже начал над этим задумываться. Ты растёшь и надо думать, очень хорошо думать. Я пришёл к такому выводу: не обязательно быть специалистом в каком-то деле, если ты хочешь создать свой бизнес.
- Папа, ты говоришь мне совсем непонятные вещи. Мне надо учиться, но не все знания, которые я получаю в школе, пригодятся мне в жизни. И что же мне всё-таки, делать?
- Хорошо, скажу тебе по секрету. Не все отличники создадут свой бизнес. Для этого нужны определённые качества характера. Это тебе понятно, не так ли?
- Немножко, но не очень. А кем становятся отличники?
- В школе они сидят, корпят над уроками, участвуют во всевозможных олимпиадах и с отличием осваивают школьную программу. Понимаешь, им достаточно вызубрить написанное в учебниках и «дело в шляпе».
- Что? В какой шляпе?
- Ой, прости, выскочило. Это означает, всё решено, всё удачно закончено.
- И всё-таки, я не понял, а шляпа-то тут причём?
- В давние-давние времена кидали в шляпу листочки, одна из которых была с пометкой выигрыша.
- А-а-а! У нас в лагере тоже так делали: в шляпу клали бумажки с номерами, кто должен за кем дежурить или, например, в игре с ответами на вопросы - кому какой вопрос выпадет, на тот и отвечает. Было интересно.
- Это чуть-чуть не о том, но вспомнить лагерь – это тоже очень интересно. Не всё ж только о бизнесе, не так ли?
- Эх, почему мы не говорим о том, как я интересно отдыхал в лагере?
- Об отдыхе в прошлом и будущем говорить интересно, но, извини, не для меня.
- Почему неинтересно говорить об интересном?
- Да потому что это интересное для всех интересно по-разному. – Папа засмеялся.
- Да, наверное, это так, – согласился Самат, потому что с папой нельзя было не согласиться. Он всегда был прав.
- Ну, а мы продолжим. В ВУЗах, представь себе, тоже зубрят. Как ты думаешь, бизнесу можно научиться, если всё только зазубривать?
- Не-е-т. Мы с мамой говорили о Генри Форде. Представляешь, он уже в 12 лет научился разбирать и собирать часы. Даже открыл свою мастерскую! Он же учился этому, не книжки читая!?
Папа засмеялся:
- А я вспомнил про своего двоюродного брата. Помню, нам было тогда по 17 лет. Мы готовились к поступлению в ВУЗы. Я пришёл к нему в гости, чтобы узнать о том, как он сдал очередной экзамен. Он показал мне будильник:
- Я разобрал его и собрал. Представляешь, две детали оказались лишними.
- Ну и как, ходят? – спросил я.
- Не знаю почему, но перестали ходить, – ответил он.
Самат удивился:
- А разве такое возможно, чтобы без двух деталей будильник работал?
- Даже без одной детали у будильника не было ни одного шанса заработать.
- А твой брат разве об этом не догадался?
- Не знаю, врать не буду. Мы только посмеялись над тем, что будильник оказался очень привередливым и не хотел тикать. Беда только в том, что будильник-то был его соседа по комнате, в которой он жил.
- Наверное, они поругались.
- Зная своего брата, скажу, что вряд ли он признался в своём деянии. Не сомневаюсь, он просто выбросил те лишние детали и дело с концом. Не пойман – не вор, как говорится.
- А кто он, этот твой двоюродный брат? Я его знаю?
- Мы не общаемся.
- Я, кажется, догадываюсь почему.
- Подозреваю, что догадки твои верные, но об этом не будем. Не стоит.
- Хорошо, я понял.
Папа замолчал, о чём-то задумавшись. Самат ждал, когда он заговорит, не смея прервать молчание. Затем папа встал и подошёл к шкафу, где стояли учебники Самата. Он аккуратно взял учебник английского языка.
- Какие успехи у тебя по английскому языку?
- Всё плохо. Учу слова, предлоги…, но язык не становится мне понятным, очень трудный язык.
- Англичане говорят то же самое про русский.
- Зачем нужен этот английский?
- В бизнесе он тебе очень даже пригодится. Если ты будешь хорошо знать английский язык, для тебя будет открыт весь мир. Он поможет тебе найти приятелей со всех уголков мира и поддерживать с ними связь. Хотя английский не является самым распространенным языком в мире, но он является официальным языком в 53 странах, а около 400 миллионов человек на земном шаре говорят на нём, как на родном языке.
- Я даже представить не мог, что так много. То есть, когда я создам свой бизнес и буду экспортировать то, что буду выпускать на своём предприятии, мне придётся разговаривать на английском языке? А не проще ли будет найти переводчика?
- А представь, каким был бы наш разговор, если бы ты говорил на русском, а я, например, на немецком или китайском?
- Понятно. Это было бы не то. Получается, мне надо заняться английским.
- Получается, что так. И ты понимаешь, что сейчас, в век информационных технологий, надо многому учиться. У кого много знаний, у того больше и возможностей. Мы столько можем, сколько знаем. Всегда говорили: «Знание – сила!»
- Не знаю, что делать мне с этим английским? Никак он у меня не идёт.
- У японцев есть такой метод, который называется «метод солёного огурца».
- Что?
- В соляной раствор кладут свежие огурцы. Как ты думаешь, какими они станут через 2-3 дня?
- Солёными, конечно.
- Вот и тебя надо поместить в «соляной раствор».
- Не понял, меня-то за что?
- Нет, не в соляной раствор, не пугайся, а в среду англоговорящих людей. Через месяц, я уверен, ты заговоришь.
- Правда? А почему в школе так не делают?
- Где ж взять столько англоговорящих это, во-первых, а во-вторых, на зарплату наших учителей ни один иностранец не приедет.
- А как другим удаётся этот чёртов английский выучить?
- К языкам в наших условиях нужны способности, а также хороший репетитор.
- А мне-то что делать?
- Я слышал, есть такая возможность поехать в Англию с проживанием в семье.
- Это бесплатно?
- Разумеется нет, и стоить это будет недёшево. Мы с мамой об этом подумаем.
- А как же школа?
- Это будет во время летних каникул.
- А как скоро это будет? Может, уже по окончании этого класса?
- Нет. Скорее всего, мы это для тебя организуем через пару годков.
- Почему через пару?
- Оно, конечно бы чем раньше, тем лучше, но всё-таки, лучше будет, если ты станешь постарше.
- Хорошо, как считаете нужным, так и сделаете.
- Но имей в виду, чем больше у тебя будет знаний, тем больший результат ты получишь от поездки и общения с теми, у кого ты будешь жить.
- Я понял, - тяжело вздохнул Самат. – Пап, так что же мне делать после окончания школы?
- Наверное, с ответом на этот вопрос придётся подождать чуток. Мы подумаем об этом в конце наших уроков.
- А может быть, чтобы заняться бизнесом мне будет достаточно наших уроков?
- Думаю, что нет. Мы с мамой не сможем заменить всех преподавателей вузов.
- То есть в ВУЗах тоже обучают тому, как вести бизнес?
- Теоретически – да, практически – нет.
- Почему? Учителя же всё знают.
- Да, они знают, как делать, то есть, как управлять бизнес-процессами, как управлять людьми, даже как ставить цели, планировать и организовывать процесс и ещё много чего знают.
- Я, конечно, не понимаю, но, наверное, это то, что нужно знать бизнесмену.
- Это всё нужно знать, но почему-то мало кто, получив дипломы менеджеров, действительно становятся бизнесменами.
- Кто такие менеджеры?
- Попробую объяснить. Представим себе, что наша мама – менеджер в нашем доме.
- Пока не могу представить.
- То есть главная. В её обязанности входит управление всем домашним хозяйством или планированием того, какие работы надо выполнять по дому. Организует все работы по дому, следит за тем, чтобы все выполняли свои обязанности, причём качественно и в сроки, которые ею определены, следит за расходованием денежных средств, чтобы они расходовались эффективно, то есть разумно и экономно. Она управляет процессом производства блюд на кухне, уборкой комнат и прочими работами по дому.
- Она так и так всё это делает. Так разве её теперь называть менеджером?
Папа улыбнулся:
- Раньше тех, кто кем-то или чем-то руководил, называли начальниками, администраторами, предпринимателями, директорами, а теперь всех называют менеджерами.
Самат рассмеялся:
- А кем можно назвать нашу маму?
- Дома она у нас начальник!
- А на работе?
- А на работе она у нас главный по финансам.
- Что это значит?
- Спроси об этом её сам. Она это тебе лучше объяснит.
- Спрошу, а ты кто на работе?
- Ты знаешь, я - директор.
- А почему ты себя не называешь менеджером?
- Традиционно, директор — это наивысшая должность, то есть он управляет всем предприятием, а не только каким-то участком деятельности. Например, менеджер по продажам управляет процессом продажи продукции или товаров, менеджер по кадрам занимается набором работников, их увольнением, управляет выходом работников в отпуска. В общем, работает с кадрами и так далее. Я же управляю всем на своём предприятии и организую весь процесс.
- Понятно! А ты можешь уволить маму?
- Могу, но не буду этого делать. Понимаешь, персонал предприятия – это как футбольная команда. Ты ведь знаешь, в команде должны быть капитан, нападающие, защитники, полузащитники и вратарь. Каждый член команды выполняет свои функции, как винтик в часовом механизме, но капитан, это обычно самый опытный игрок, он может повлиять на исход всего матча.
- Значит, капитаном становится самый старший, потому что самый опытный?
Папа усмехнулся:
- Я не сказал, самый старший. Повторюсь, самый опытный, но должно быть ещё одно условие.
- Какое?
- Капитан обязательно должен обладать лидерскими качествами. Это непременное условие, как, впрочем, и в бизнесе. Давай-ка обсудим, каким должен быть капитан команды?
- Он должен правильно давать команды.
- Молодец! Не только правильно, но и чётко, чтобы его поняли. Ещё каким?
- Он должен знать больше других.
- Что это значит?
- Например, в игре он должен понимать, что делать нападающему или защитнику и уметь им подсказать, что делать.
- Это он должен делать не всегда. Капитан должен знать, когда им нужен его совет, а когда нет.
- Трудно быть капитаном. Я, наверное, бы не смог.
- Это не факт. Ты же не футболист и не можешь этого знать. Капитан, обычно, много лет играет с командой и знает все сильные и слабые стороны игроков своей команды. Зная это, он должен всегда принимать правильные решения. Ошибка стоит победы.
- А я думал, что каждый игрок играет сам по себе.
- Как это сам по себе?! Зачем тогда капитан? Капитан команды, как хороший игрок, очень ценен для команды. Все игроки очень целеустремлённые и мужественные люди, однако, не каждый может быть капитаном.
- Теперь я это понимаю.
- Также и в бизнесе, мало кто, получив дипломы менеджеров, действительно становятся бизнесменами, потому что надо знать не только то, как делать, но и знать, что делать.
- Как делать, что делать. Разве это сложно понять?
- Как бы тебе доступно всё объяснить? – папа почесал затылок. – В общем, я бы так сказал, знать, как делать и уметь делать – это разные действия. Вот ты ходишь на тренировки и знаешь многие приёмы борьбы. В твоей возрастной группе все мальчики знают одни и те же приёмы, но побеждают лучшие. Почему?
- Они побеждают, потому что сильнее и ловчее.
- Да, потому что знают КАК, и умеют.
- А если много тренироваться, то можно научиться «уметь».
- К сожалению, не каждый, как и в бизнесе. Ты когда-нибудь слышал о Брюс Ли?
- Нет, а кто это?
- Это мастер боевых искусств.
- Мастеров много.
- Это непревзойдённый мастер. Если сейчас я тебе чуть-чуть расскажу о его достижениях, не сомневаюсь, тебе захочется узнать о нём намного больше.
- Хорошо, уже интересно.
- Он достиг величайшего мастерства и мировой известности. Никто в мире не превзошёл три его величайших достижения. Первое, это невероятная скорость, с которой он наносил удары. Представляешь, всего за секунду он мог нанести до девяти ударов. При этом сила удара от скорости не страдала, она была феноменальной - 159 килограммов. За секунду! Десять ударов!
- Ого! Разве такое возможно?
- Нет, невозможно. Для всех невозможно, но не для Брюс Ли.
- А второе достижение?
- Второе не менее значимое. Ударом с расстояния почти 3 сантиметра он мог отбросить соперника на метр. Представляешь, этот удар был равносилен удару кувалды.
- Это фантастика! А что такое кувалда?
- О! Это большой, тяжёлый молот, который издревле использовали для разбивания камней или других тяжелых материалов, а также для забивания столбов в землю и т. д.
- Этот Брюс Ли, наверное, был размером со слона.
- Отнюдь. Его рост был 1 метр 71 сантиметра.
- Так наш тренер такого же роста. А что было третьим достижением?
- А, в-третьих, он мог отжиматься на двух пальцах одной руки, а ещё!!!... Мог подбрасывать в воздух зёрна риса и ловить их палочками для еды.
- Что? Не верю!
- Что ж, завтра почитаешь о нём в интернете.
- Обязательно почитаю. А как он смог таким стать?
- Это большой труд. И талант, данный Богом. И характер.
- Здорово! А он был богатым?
- Он много снимался в фильмах и, думаю, хорошо зарабатывал, но «один в поле не воин», вряд ли это были огромные суммы, чтобы говорить, что он был очень богатым человеком. Он был известным – это да, но богатством не выделялся. Зато о нём снято множество фильмов, а в 1993 году он получил звезду на аллее славы в Голливуде в Америке за вклад в развитие киноиндустрии. Это большая честь! Жаль только, что его уже нет в живых.
- Я бы тоже хотел получить звезду на Аллее славы.
Папа засмеялся:
- Только, пожалуйста, при жизни.
- Я не собираюсь умирать, мне ещё надо самолёт купить…
- Надеюсь, совсем далеко от нас не улетишь?
- Совсем нет, но по миру полетаю.
- Одобряю и поддерживаю. Пусть будет так!
- Пап, а стать бизнесменом тоже нужен талант?
- Возможно, и талант, но без труда и усилий, сомневаюсь, что что-то получится. Брюс Ли, без сомнения, ты вряд ли станешь, потому главным орудием твоего труда должен стать твой ум. От него будет зависеть, добьёшься ли ты успеха в жизни или нет.
- Я это уже понял.
- Скажи-ка мне, сынок, а что ты сейчас читаешь?
- Пап, но у меня совсем нет времени читать.
- Жаль. Надо бы находить ежедневно хотя бы минут 30 для чтения. Во-первых, в результате чтения, пополняется словарный запас, а он нужен руководителю, так как он не только даёт указы и распоряжения своим подчинённым, но и должен обладать даром убеждения. Во-вторых, руководитель должен быть грамотным. В-третьих, чтение тренирует внимание, умение концентрироваться и память.
- А зачем мне в школе уроки рисования, пения, какие-то бесполезные уроки труда. Лучше в это время больше читать.
- Из тебя же не делают художника, певца или рабочего, а понемножку надо уметь рисовать, петь, что-то ещё делать. Так что не возмущайся.
- Да я так, к слову.
- Понятно. Но поверь мне, все наши мысли и идеи – это следствие прочтения книг.
- А какие книги ты читаешь?
- Я читаю те, над которыми надо думать, которые требуют больших усилий для понимания.
- Зачем так мучиться, это же неинтересно.
- Мозгам нельзя расслабляться. Чтение для ума – это то же, что и физические упражнения для тела.
- А ты мог бы дать мне свои книги для чтения?
Папа засмеялся:
- Не гони впереди паровоза, успеешь. Пока читай то, что вам задают в школе.
- А что значит: «Не гони впереди паровоза?»
- Догадайся.
- Паровоз задавит, это понятно, но почему мне нельзя читать то, что ты читаешь сейчас?
- Скажи, ты можешь поднять штангу весом 50 килограмм.
- Ты что, пап, штанга меня раздавит.
Папа усмехнулся:
- А ты думаешь осилить мудрёную книгу тебе будет просто? Всему своё время.
- Хорошо, я понял.
- Так вот, будем учиться, получать знания и вырабатывать характер, а чуть подрастёшь…, сядешь в паровоз и вперёд на всех парах.
- То есть, не впереди паровоза, а на паровозе?
- Да. Если не сядешь вовремя в паровоз, останешься навсегда на своей станции.
- А можно сесть не на паровоз, а на поезд.
- Я вообще бы посоветовал сесть на самолёт. Так быстрее двигаться по жизни.
- А ты на чём едешь?
- Думаю, на скоростном поезде. Тоже неплохо получается. А ты, я уверен, полетишь по жизни на сверхзвуковом самолёте.
- Я бы так и хотел.
- Какие твои годы. У тебя всё впереди, а в завершении сегодняшнего нашего урока я тебе скажу: большие деньги идут туда, где есть мозги. Пора отдыхать. Спокойной ночи. – Папа встал, потрепал, по обыкновению, Самата по голове и вышел из комнаты.
«Та-а-к, и что же мне сегодня писать? Вот задача! Столько много было информации и с каждым разом всё сложнее и сложнее. Ладно, папа же сказал, что мозгам нельзя расслабляться. С моими родителями, точно, не расслабишься».
Самат задумался: «Ну и хорошо! Все борются с моей ленью: и школа, и тренер, и папа с мамой, а я им помогаю. Здорово! Интересно, а когда я вырасту, кто будет бороться с моей ленью? Может спросить у папы или мамы?»
Самат вновь задумался: «Нет, спрашивать не буду. Подумаю об этом, когда вырасту, а сейчас надо заполнить блокнот».
Урок 18.
1. Интересное для всех интересно по-разному.
2. Мы столько можем, сколько знаем. Всегда говорили: «Знание – сила!»
3. Ум. От него зависит, добьёшься ли ты успеха в жизни или нет. Все наши мысли и идеи – это следствие прочтения книг. Мозгам нельзя расслабляться. Чтение для ума – это то же, что и физические упражнения для тела.
4. Если не сядешь в паровоз, останешься навсегда на своей станции.
5. Большие деньги идут туда, где есть мозги.
6. Метод солёного огурца. Если человек попадёт в среду англоговорящих людей, то через месяц он заговорит.
7. Бизнесмен должен знать, как делать и уметь делать.