Урок 19 (12+)
Папа выглядел очень уставшим, однако после ужина он обнял Самата за плечи и улыбаясь, произнёс:
- Мне нравится моя новая работа.
- Какая работа?
- Быть твоим учителем.
- Ты с мамой – мои лучшие учителя!
- Особенно мне нравится готовиться к нашим урокам. Я перебрал книги в моей библиотеке и нашёл кое-что интересное.
- Про что?
- Я искал литературу по бизнесу и менеджменту. Мне захотелось ещё раз перечитать те из них, которые мне особенно понравились. – Папа почесал затылок. Так он часто делал, когда над чем-то задумывался. - Знаешь, пожалуй, я поделюсь с тобой тем, что посчитаю особенно важным.
- И мне не придётся читать?
- Моя литература для взрослых, и без моей помощи тебе пока будет трудно в ней разобраться, но когда станешь взрослым, я передам тебе свою библиотеку по наследству. Она тебе пригодится.
- Это мне подходит. Я согласен, а сейчас лучше тебя никто не сможет мне объяснить про то, как надо управлять бизнесом.
- Тогда у меня уже есть для тебя интересная информация. 15 лет тому назад она была для меня неактуальна, а вот сейчас как раз кстати. Я понял, что такую литературу надо периодически перечитывать.
- А я не люблю читать что-то дважды.
- Дважды в данный момент, но лет так через 10-15 ты будешь воспринимать прочитанное уже по-другому.
- А почему так?
- Потому что ты становишься на 10-15 лет старше и умнее.
- Понятно. Я через 10-15 лет, точно, стану умнее.
Папа улыбнулся.
- Возможно, тогда мы будем разговаривать на равных о том, как вести наши дела в бизнесе.
- Разве такое возможно? Ты, всё равно, будешь меня умнее.
- У каждого из нас будет свой взгляд, а я привык прислушиваться к мнению других.
- Я буду очень рад, если смогу тебе чем-то помочь.
- Спасибо. И так, помнишь, мы с тобой обсуждали, стоит ли тебе получать техническую специальность или выбрать какое-то другое направление?
- Да, помню.
- Так вот, я нашёл ответ на этот вопрос. В принципе, я догадывался, как поступить, но высказывания известных людей окончательно развеяли мои сомнения.
- И какой же это ответ?
- Конец 19-го века и весь, практически, 20-ый ознаменовался тем, что было безумное количество открытий в области науки и техники, а для их внедрения необходимы были люди по профессии инженер, то есть тех, кто хорошо мог бы разбираться в технике и технологии.
- Как ты?
- Да. Мне мои знания очень пригодились в создании нашего бизнеса, а вот что касается взаимоотношений с работниками и коллегами мне пришлось туговато. Много чего произошло за последние 10 лет, и только поддержка мамы и друзей помогли мне преодолеет все трудности.
- Но тебе же пригодилась твоя специальность инженера?
- Пригодилась в основном вначале создания бизнеса, но потом я принял на работу хороших инженеров-специалистов. Они вплотную занимаются своей работой.
- Сейчас тебе уже не требуется твоя специальность?
- Она мне и сейчас интересна, я слежу за техническими новинками, но передо мной сейчас не стоит задача решать вплотную технические задачи на моём предприятии. Это, как если бы я был электриком, сантехником или плотником. Зачем мне выполнять эти работы, руководя целым предприятием?
- Логично. Мама говорит то же самое.
- Для того, чтобы эффективно руководить в наш, 21-ый век главным является наука об управлении людьми.
- И где ты этому учился?
- Пришлось учиться на ходу, в процессе и, конечно же, я перечитал множество литературы.
- Может быть, и мне пойти по твоей дороге? Стану инженером, а тому, как руководить научусь по книгам.
- Нет, это путь не совсем рациональный. В Японии и, кстати, в Америке подавляющее большинство управленцев высшего звена составляют гуманитарии. И это правильно. Это доказывают поразительные достижения Японии в экономике своей страны.
- А кто такие “гуманитарии” и управленцы высшего звена?
- Гуманитарии – это специалисты по работе с людьми. Это юристы, учителя, продавцы, журналисты, психологи и другие. Руководитель должен хорошо разбираться в психологии взаимоотношений, быть красноречивым, то есть уметь грамотно излагать свои мысли, уметь вдохновлять и вести за собой.
- Это хорошо получается у Кольки.
- Что ты всё Колька, да Колька. В чём он грамотен? В проказах? Если будет действовать в том же духе, то будет уметь лишь балаболить и хулиганить.
- А если возьмётся за учёбу, из него что-нибудь получится?
- Был такой древний мыслитель и философ в Китае - Конфуций. Так вот он высказал очень мудрую мысль, которую можно применить и к нашей действительности: “Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию”. Как ты это понимаешь?
- Колька ни за что учиться не будет, это точно.
- Значит, придётся подчиняться законам жизни. Жизнь принудит к послушанию, потому что кушать хочется всегда.
- И как это случиться?
- Жизнь заставит идти продавать свой труд и стать более сговорчивым и покладистым.
- Я его труд не куплю!
Папа усмехнулся:
- Не зарекайся. Человек предполагает, а Бог располагает, как говорится. Что ж, коли уж мы начали говорить о кадрах, так о них и продолжим. Вот что говорят об этом заслуженные и известные люди: “Во всяком деле 80% успеха зависит от руководителя и только 20% - от подчинённых”. Это сказал американский профессор менеджмента. К сожалению, я не нашёл фамилии этого профессора.
- А кто такой профессор?
- Это учёная степень. Мы, как раз, говорили о том, что студенты – выпускники ВУЗов знают, как делать, но не умеют делать то, чему научились.
- Если этот профессор такой известный и заслуженный, то почему он не умеет делать то, о чём говорит?
- Это не входит в его обязанности.
- В смысле, не входит в обязанности? Тогда почему он учит других, как управлять, если сам не умеет это делать?
- Он учёный. Он изучает опыт работы руководителей и выводит основные правила.Те, кто хочет научиться управлять, изучает все научные труды этих учёных и на практике их применяет.
- Понятно. А сам этот профессор смог бы руководить предприятием?
Папа рассмеялся:
- Вот тут я сомневаюсь. Да и зачем ему это? Каждый занят своим делом. Учёные объясняют, как организовать, управлять и что там ещё…, много чего, а хороший руководитель должен суметь применить полученные знания. Но вернёмся к нашему профессору, а ведь он прав, что 80% успеха зависят от руководителя.
- Понятно.
- Что тебе, кроме этой фразы, понятно?
- Что 80% успеха вашего с мамой предприятия зависят от тебя. Я всегда знал, что ты у меня самый лучший!
- Я бы поделил наш успех с мамой. Без неё не было бы нашего успеха. Хочу зачитать тебе следующее: “Все хозяйственные операции можно, в конечном счёте, свести к обозначению тремя словами: ЛЮДИ, ПРОДУКТЫ, ПРИБЫЛЬ. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало, что удастся сделать”.
- А это кто сказал?
- Ли Якокка.
- А это кто? Тоже профессор?
- Почему же сразу профессор? Ли Якокка - это живая легенда американского менеджмента. Он занимал должность президента компании Ford и, будучи его руководителем, организовал производство спортивного автомобиля Ford Mustang в 1960-х годах. Эти автомобили до сих пор успешно продаются на мировом рынке.
- Он был знаком с самим Генри Фордом?
- С Генри Фордом вряд ли. Ли Якокка был гораздо моложе Форда, а вот с его внуком они работали вместе пока “чёрная кошка” не пробежала между ними. Он ушёл из компании Форда и присоединился к компании Chrysler. К тому времени новая компания была в глубоком упадке. Он перестроил всю технологию производства полностью и для этого привлёк многих бывших своих сотрудников Ford. Ему удалось возродить компанию Chrysler и стать корпоративным народным героем.
- Что значит корпоративный народный герой?
- Ли Якокка оказался очень дальновидным автопроизводителем. Он создал настоящий бренд и донёс его до массового потребителя.
- И что это за бренд?
- В 1983 году Chrysler (Крайслер) выпустил на рынок первый семейный автомобиль — минивэн Chrysler Voyager - доступный семейный автомобиль, сочетающий в себе удобство, комфорт и вместимость, причём ещё и экономичный. Этот минивэн по-прежнему пользуется большим успехом во всём мире. Ли Якокка считался одним из величайших генеральных директоров всех времён и бизнес-лидером. Кстати, он умер в 2019 году, в возрасте 94 лет. Лично я ему очень завидую, потому что он прожил интересную, насыщенную событиями жизнь.
- Я тоже ему завидую. Мне тоже хотелось бы стать бизнес-лидером. А он был богатым?
- Он был состоятельным человеком, то есть в своей автобиографической книге он пишет, что у него было достаточно средств, чтобы жить безбедно в старости. Мне самому любопытно, почему такой талантливый руководитель не состоял в списке самых богатых людей мира?
- Мне тоже это кажется странным. А кто создал компанию Chrysler?
- Да, может быть, в этом загадка? Компания Ford, как мы знаем, принадлежала Генри Форду, а Chrysler - Уолтеру Крайслеру, человеку, прошедшему путь от уборщика в железнодорожной мастерской до одного из крупнейших американских промышленников.
- Ого! Круто! Значит, Ли Якокки не был хозяином этих компаний?
- Нет, не был. Но почему же он не стал богатейшим человеком, ну-ка догадайся?
- Это значит, что Ли Якокка работал на хозяев этих предприятий. Он наёмный! Он продавал свой труд! Он получал зарплату.
- Без сомнения, неплохую зарплату. Основной доход собственника предприятия, которая и делает богатым человека – это прибыль. Помнишь, что это?
- Да, доходы минус расходы, это прибыль.
- Поясни на примере.
Самат почесал затылок, прям как папа:
- Ну, например, я покупаю конструктор за 200 рублей, затем его собираю и продаю за 250 рублей. Мой доход 250 рублей, расходы 200 рублей и прибыль получится 50 рублей.
- Хороший пример. Да, Ли Якокка пришёл в Ford 22-х-летним выпускником университета и начал свою трудовую деятельность с должности инженера-конструктора и, конечно же, в качестве наёмного работника. Но его привлекала не работа инженера, а работа с людьми. В 36 лет его уже назначили вице-президентом компании.
- А кто такой вице-президент?
- Это заместитель или, по-другому, второе лицо после президента. Через четыре года после назначения, то есть в марте 1964 года компания представила обществу абсолютно новый Ford Mustang. Это был поразительный успех - в первый же уикенд после выпуска его в продажу дилерские центры Ford посетили 4 млн. человек. За первые два года продаж Ford Mustang принёс компании более 1 млрд. долларов чистой прибыли.
- Подожди, подожди, пап. Но ведь если Ли Якокки не был хозяином компании Ford, то и прибыль ему не принадлежала?
- Разумеется, нет. Богаче стала компания Ford и его хозяин Генри Форд II.
- Вот дурак! Если он такой умный, почему не создал своё предприятие?
- Мы ему этот вопрос уже не сможем задать. Возможно, его устраивала работа в компании Форда, тем более что уже через 6 лет после выпуска мустанга, его назначили президентом этой компании. Зарплату, думаю, он получал приличную и, скорее всего, надеялся проработать в компании до самой пенсии. Многие в таких случаях говорят: “Лучше синица в руках, чем журавль в небе”.
- Как это?
- Это когда перед человеком есть два выбора: либо иметь то, что уже есть реально, либо пытаться достичь того, что возможно недостижимо.
- Я бы на его месте создал свою компанию.
- Но ты не на его месте, чтобы так думать. Знаешь, когда сидишь на скамье зрителя и наблюдаешь за игрой футболистов или хоккеистов, кажется, что ты видишь все их недочёты и ошибки, хотя сам вообще играть не умеешь.
- Мне жалко Ли Якокку. Почему он не самый богатый в мире?
- Да, мне тоже жаль. Представляешь, в компании Форда он проработал 32 года, из них 8 лет занимал пост президента. Но самое неприятное это то, что, когда Генри Форд II его уволил, ему было всего лишь 54 года. Он ещё был в самом расцвете сил.
- Тоже дурак!
- Да что ты всем ярлыки-то вешаешь? Да, жизнь показала, что Генри Форд II поступил опрометчиво, но что сделано, то сделано.
- Я бы такого великого человека не уволил.
- Ох, ты какой! Дай-то Бог, ты будешь более дальновидным руководителем, знающим и умеющим.
- Уж постараюсь. У меня же хорошие учителя.
- Ли Якокки предполагал, что причиной его увольнения было то обстоятельство, что он стал популярнее самого Генри Форда II. В своей книге он пишет: “Или я, или он, - кричал Форд на совете директоров”.
- А-а-а! Ли Якокка стал более знаменитым, чем Форд! Понятно, почему он уволил Якокку.
- Кто-то из мудрых сказал: “Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным - мстят”. Кому, как не тебе, знакомо это отвратительное чувство зависти?
- Знако-омо, отрицать не буду, - протянул Самат. – Я Генри Форда понимаю. Я бы, наверное, на его месте поступил бы точно также, но теперь думаю по-другому.
- Я прочитаю тебе ещё одно умное изречение: “Когда эмоция преобладает, ум отключается”. Не забывай об этом.
- Вот у Форда ум и отключился, потому что его бесила популярность Ли Якокки, то что он оказался умнее.
- Ещё одно изречение тебе в блокнот: “Не бойтесь подчинённых способнее вас, гордитесь ими”.
- Я теперь это понял. Если у меня будет такой, как Ли Якокки, я для него ничего не пожалею, чтобы он был доволен работой и никогда никуда от меня не уходил.
- Я рад, что ты сделал такие важные выводы для себя. Вспомним слова Ли Якокки: “… На первом месте стоят люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать”. То есть, не будет хорошего продукта и прибыли.
- Теперь и это я понял.
- А Ли Якокка, всё ж не стал самым богатым человеком в мире, да это ему было и не нужно. Зато он вошёл в историю не только как создатель знаменитого спортивного автомобиля Ford Mustang, но и как человек, сумевший достойно ответить на обидное увольнение из компании Ford. После ухода из Ford он возглавил компанию Chrysler, и превратил её в одного из главных автопроизводителей Америки, тем самым отомстив Генри Форду II. «Я сделал это старым американским способом, выиграв у него сражение на рынке», - написал он в своей книге.
- Молодец! Я бы ему памятник поставил!
- Памятники ставят, чтобы люди их не забывали, но таким как Ли Якокка памятник не нужен. О нём всегда будут помнить. Ты разве о нём сейчас забудешь?
- Нет, никогда. Я хочу, чтобы и обо мне тоже люди помнили.
Папа улыбнулся:
- Надеюсь! Изучать опыт удачливых людей – это единственный достойный источник полезного знания для тех, кто пытается найти себе место в мире бизнеса, где идёт жесточайшая борьба за “место под солнцем”.
- Я не понял. Причём тут “место под солнцем”? Разве солнца всем не хватает?
- “Место под солнцем” это крылатое выражение, которое означает “право на существование”. Кто победил в конкурентной борьбе, тот считается успешным.
- А с кем ты борешься? У тебя есть конкуренты?
- С кем борюсь и кто мои конкуренты? – папа задумался. – Сомневаюсь, что тебе об этом сейчас нужно знать, тебе пока нужно бороться, во-первых, со своей ленью, во-вторых, с тем, что мешает выработать сильный и волевой характер.
- Про лень можешь не продолжать, а вот как выработать характер?
- Как выработать характер? Думаю, будем учиться у известных личностей. О них мы ещё поговорим.
- Хорошо, пап. О чём тогда мы продолжим разговор?
- А что в голову придёт, о том и поговорим.
- Ты умнее, пусть тебе что-нибудь и придёт в голову.
Папа рассмеялся. Самату впервые стало неловко от своих слов.
- Если бы я был очень умным, то я бы был учёным. А если уж быть совсем честным, то сегодня больше надо бы быть неординарным.
- То есть, как Коля. Он вечно что-нибудь придумывает. Никогда не знаешь, что от него ожидать.
- Это замечательно, только бы надо ещё быть “солёным огурцом”, а ты знаешь, что это такое.
- Про “солёного огурца” помню, но не представляю Колю “солёным огурцом” в чём-то.
- Все богатые и знаменитые уже с детства интересовались чем-то определённым, и это становилось делом их жизни. Мы не совсем знаем истинных интересов Коли, и не будем судить строго. Но, похоже, эта личность очень тебя волнует.
- Я его ненавижу и ничего с этим не могу сделать.
- А это ты зря. Давай-ка мы обсудим другое. Очень важное качество во всех тех, кто добивается высоких результатов в жизни и, в том числе, в бизнесе, это их высокая самооценка.
- Что это значит? Человек за каждый свой поступок ставит себе оценки?
- Нет-нет, дело не в оценках. Это чувство, которое человек испытывает при оценке самого себя. Только происходит это непроизвольно. Просто человек сам по себе такой.
- Я ничего не понял.
- Я буду задавать тебе вопросы, а ты попробуй на них ответить.
- Хорошо, если только это будет несложно.
- В твоём ответе я уже замечаю твою неуверенность.
- Что тут такого странного, ведь я не уверен, что смогу ответить на твои вопросы?
- Но ты ещё не услышал ни одного вопроса, а уже выражаешь сомнение. Как ты думаешь, как бы ответил на этот вопрос Коля?
- Да ему всё равно, что о нём подумают, и без разницы сможет ли он ответит правильно на твои вопросы.
- Видишь разницу в вашем поведении и суждениях о себе? Тебе я поставлю один минус.
- За что? Ведь я ответил честно!
- С точки зрения честности я бы поставил тебе плюс, а с точки зрения самооценки, всё-таки минус. Следующий вопрос:
- Была такая ситуация, что ты из-за Коли потерял деньги. Я знаю, что ты расстроился. Скажи, расстроился бы Коля, окажись в твоей ситуации?
- Честно?
- Разумеется. Тебе, я вижу, не очень хочется вспоминать эту ситуацию?
- А ты бы разве хотел?
- Будучи в твоём возрасте, пожалуй, нет, но сейчас я бы поблагодарил судьбу за столь ценный урок и вспоминал об этом с лёгкостью, без обиды и раздражения. Однако, это уже второй минус. Третий вопрос:
- Всегда ли ты можешь сказать кому-то “нет” или отказать в чём-то?
- Пап, ты специально задаёшь мне такие вопросы?
- Совсем нет. Твой ответ мне ясен. Тебе понятно то, как может поступить Коля. Какой уже минус по счёту?
Самат недовольно проворчал:
- Четвёртый. А можно дальше ты не будешь задавать мне вопросы?
- Да нет. У нас урок. Не можешь же ты учителя в классе прервать только потому, что тебе не нравится тема?
- Хорошо.
- Часто ли ты бываешь недоволен своими поступками? Как часто ты себя осуждаешь, критикуешь? Посещает ли тебя, хоть изредка, чувство гордости за себя, так что ты говоришь себе “какой я умный, какой я молодец?!”
- Можешь сразу поставить мне пятый минус.
- Хорошо. Этого уже достаточно, чтобы я мог с уверенностью сказать, что у тебя заниженная самооценка.
- Это очень плохо?
- Хорошего маловато, но теперь-то мы знаем над чем нам стоит работать. Это как в ситуации с диагнозом больного - легче лечить человека, которому поставлен верный диагноз.
Самат скукожился:
- Я же говорил, что у меня ничего не получится.
- А нам с мамой ты доверяешь?
- Вам, да.
- Представь, я поставил тебе диагноз, дело за малым - вылечить. Только один врач не справится, нужна вера “больного” в успех и доверие к врачу.
- Спасибо, пап, я тебе верю и маме верю и потому верю, что ‘вылечусь”.
- Ты думаешь, что таких как ты, с заниженной самооценкой, мало? Да их большинство. Многие мои знакомые начинали свой бизнес и терпели крах. Одни после двух, трёх, четырёх попыток говорили: “Я неудачник! У меня ничего не получится”. И сдавались. Другие: “Я понял, что совершил очередную ошибку. Больше таких ошибок я не повторю. Следующая попытка будет удачнее предыдущей. Я добьюсь успеха”.
- И добивались? Все те, кто верил в успех?
- Да, это мои друзья. У них я многому научился. Признаюсь честно, я также грешил заниженной самооценкой.
- Ты!? Ты меня удивил. И как же ты справился с этим?
- Всё пришло с опытом и благодаря моим друзьям, у которых учился. Если хочешь стать успешным, общайся с богатыми и теми, кто многого в жизни добился сам.
- Так это ты и мама.
- Будем повышать самооценку. И примером будут богатые и знаменитые. Эти люди, без сомнений, имеют высокую самооценку.
- А что значит высокая самооценка? Если она у них есть, значит и у меня должна быть.
Папа улыбнулся:
- Это уже один шаг и один маленький плюсик. Что ж, кто такой этот человек с высокой самооценкой? Это тот, кто ставит перед собой высокие цели.
- Это я, я! У меня высокая цель – купить самолёт.
- Хорошо, слушай далее. Человека с высокой самооценкой невозможно остановить. Такая черта характера не позволит ему не достигнуть этой цели. Вспомни Ли Якокка. Форд его выгнал с поста президента, а ведь это был самый высокий пост в компании, причём человека авторитетного и с высокой репутацией. Разве он остановился, ушёл на пенсию, закрылся за четырьмя стенами? Нет! Он шёл напролом своей судьбе и победил. Почему?
- Потому что у него была высокая самооценка?
- Потому что верил в себя, в свои силы, в свои знания и умения.
- Я постараюсь тоже таким стать. Я не остановлюсь, пока не куплю самолёт и буду стараться, как твои друзья и Ли Якокка.
- А я верю в тебя. Кстати, признание своего несовершенства - это, как раз, признак высокой самооценки.
- Значит, у меня тоже высокая самооценка?
- Маленькая, очень маленькая, но высокая. Я бы сказал, что тебе, всё-таки, далеко до совершенства. Надо пройти длинный и трудный путь, но мы вместе его осилим. Согласен?
- Да, согласен!
- И последний штрих к нашему разговору. Все богатые и знаменитые, непременно, должны быть оптимистами.
- А это ещё что такое, и с чем его едят?
- А об этом в следующий раз, лады?
- Лады.
- Спокойной ночи, сынок. Не засиживайся, сон очень важен для человека.
- Да, пап, я понял. Я быстро сейчас напишу выводы и лягу спать. Спокойной ночи.
Папа легонько потрепал сыну волосы на его русой голове и вышел из комнаты. Самат открыл блокнот.
Урок 19.
1. В наш 21-ый век главное - это уметь управлять людьми.
2. Людей невозможно заставить получать знания, но жизнь заставит подчиняться, потому что кушать хочется всегда.
3. Во всех делах 80% успеха зависят от руководителя и только 20% - от его подчинённых.
4. На первом месте должны всегда стоять люди. Если нет надёжной команды, то не удастся сделать хорошую продукцию, и не будет прибыли. Это слова знаменитого Ли Якокка – бизнес-лидера из Америки.
5. Если изучать опыт богатых и знаменитых людей, то можно узнать много полезного для того, чтобы стать успешным бизнесменом.
6. У всех, кто добился больших результатов в бизнесе, было очень важное качество в их характере – они имели высокую самооценку. А человека с высокой самооценкой остановить невозможно. Она не позволит ему не достигнуть цели, которую он перед собой поставил. Мне надо пройти длинный и трудный путь, чтобы приобрести такой характер.
7. Когда эмоция преобладает, ум отключается.
8. Не надо бояться людей, которые имеют больше способностей, чем у меня, особенно если это мои подчинённые. Надо гордиться ими.
Папа выглядел очень уставшим, однако после ужина он обнял Самата за плечи и улыбаясь, произнёс:
- Мне нравится моя новая работа.
- Какая работа?
- Быть твоим учителем.
- Ты с мамой – мои лучшие учителя!
- Особенно мне нравится готовиться к нашим урокам. Я перебрал книги в моей библиотеке и нашёл кое-что интересное.
- Про что?
- Я искал литературу по бизнесу и менеджменту. Мне захотелось ещё раз перечитать те из них, которые мне особенно понравились. – Папа почесал затылок. Так он часто делал, когда над чем-то задумывался. - Знаешь, пожалуй, я поделюсь с тобой тем, что посчитаю особенно важным.
- И мне не придётся читать?
- Моя литература для взрослых, и без моей помощи тебе пока будет трудно в ней разобраться, но когда станешь взрослым, я передам тебе свою библиотеку по наследству. Она тебе пригодится.
- Это мне подходит. Я согласен, а сейчас лучше тебя никто не сможет мне объяснить про то, как надо управлять бизнесом.
- Тогда у меня уже есть для тебя интересная информация. 15 лет тому назад она была для меня неактуальна, а вот сейчас как раз кстати. Я понял, что такую литературу надо периодически перечитывать.
- А я не люблю читать что-то дважды.
- Дважды в данный момент, но лет так через 10-15 ты будешь воспринимать прочитанное уже по-другому.
- А почему так?
- Потому что ты становишься на 10-15 лет старше и умнее.
- Понятно. Я через 10-15 лет, точно, стану умнее.
Папа улыбнулся.
- Возможно, тогда мы будем разговаривать на равных о том, как вести наши дела в бизнесе.
- Разве такое возможно? Ты, всё равно, будешь меня умнее.
- У каждого из нас будет свой взгляд, а я привык прислушиваться к мнению других.
- Я буду очень рад, если смогу тебе чем-то помочь.
- Спасибо. И так, помнишь, мы с тобой обсуждали, стоит ли тебе получать техническую специальность или выбрать какое-то другое направление?
- Да, помню.
- Так вот, я нашёл ответ на этот вопрос. В принципе, я догадывался, как поступить, но высказывания известных людей окончательно развеяли мои сомнения.
- И какой же это ответ?
- Конец 19-го века и весь, практически, 20-ый ознаменовался тем, что было безумное количество открытий в области науки и техники, а для их внедрения необходимы были люди по профессии инженер, то есть тех, кто хорошо мог бы разбираться в технике и технологии.
- Как ты?
- Да. Мне мои знания очень пригодились в создании нашего бизнеса, а вот что касается взаимоотношений с работниками и коллегами мне пришлось туговато. Много чего произошло за последние 10 лет, и только поддержка мамы и друзей помогли мне преодолеет все трудности.
- Но тебе же пригодилась твоя специальность инженера?
- Пригодилась в основном вначале создания бизнеса, но потом я принял на работу хороших инженеров-специалистов. Они вплотную занимаются своей работой.
- Сейчас тебе уже не требуется твоя специальность?
- Она мне и сейчас интересна, я слежу за техническими новинками, но передо мной сейчас не стоит задача решать вплотную технические задачи на моём предприятии. Это, как если бы я был электриком, сантехником или плотником. Зачем мне выполнять эти работы, руководя целым предприятием?
- Логично. Мама говорит то же самое.
- Для того, чтобы эффективно руководить в наш, 21-ый век главным является наука об управлении людьми.
- И где ты этому учился?
- Пришлось учиться на ходу, в процессе и, конечно же, я перечитал множество литературы.
- Может быть, и мне пойти по твоей дороге? Стану инженером, а тому, как руководить научусь по книгам.
- Нет, это путь не совсем рациональный. В Японии и, кстати, в Америке подавляющее большинство управленцев высшего звена составляют гуманитарии. И это правильно. Это доказывают поразительные достижения Японии в экономике своей страны.
- А кто такие “гуманитарии” и управленцы высшего звена?
- Гуманитарии – это специалисты по работе с людьми. Это юристы, учителя, продавцы, журналисты, психологи и другие. Руководитель должен хорошо разбираться в психологии взаимоотношений, быть красноречивым, то есть уметь грамотно излагать свои мысли, уметь вдохновлять и вести за собой.
- Это хорошо получается у Кольки.
- Что ты всё Колька, да Колька. В чём он грамотен? В проказах? Если будет действовать в том же духе, то будет уметь лишь балаболить и хулиганить.
- А если возьмётся за учёбу, из него что-нибудь получится?
- Был такой древний мыслитель и философ в Китае - Конфуций. Так вот он высказал очень мудрую мысль, которую можно применить и к нашей действительности: “Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию”. Как ты это понимаешь?
- Колька ни за что учиться не будет, это точно.
- Значит, придётся подчиняться законам жизни. Жизнь принудит к послушанию, потому что кушать хочется всегда.
- И как это случиться?
- Жизнь заставит идти продавать свой труд и стать более сговорчивым и покладистым.
- Я его труд не куплю!
Папа усмехнулся:
- Не зарекайся. Человек предполагает, а Бог располагает, как говорится. Что ж, коли уж мы начали говорить о кадрах, так о них и продолжим. Вот что говорят об этом заслуженные и известные люди: “Во всяком деле 80% успеха зависит от руководителя и только 20% - от подчинённых”. Это сказал американский профессор менеджмента. К сожалению, я не нашёл фамилии этого профессора.
- А кто такой профессор?
- Это учёная степень. Мы, как раз, говорили о том, что студенты – выпускники ВУЗов знают, как делать, но не умеют делать то, чему научились.
- Если этот профессор такой известный и заслуженный, то почему он не умеет делать то, о чём говорит?
- Это не входит в его обязанности.
- В смысле, не входит в обязанности? Тогда почему он учит других, как управлять, если сам не умеет это делать?
- Он учёный. Он изучает опыт работы руководителей и выводит основные правила.Те, кто хочет научиться управлять, изучает все научные труды этих учёных и на практике их применяет.
- Понятно. А сам этот профессор смог бы руководить предприятием?
Папа рассмеялся:
- Вот тут я сомневаюсь. Да и зачем ему это? Каждый занят своим делом. Учёные объясняют, как организовать, управлять и что там ещё…, много чего, а хороший руководитель должен суметь применить полученные знания. Но вернёмся к нашему профессору, а ведь он прав, что 80% успеха зависят от руководителя.
- Понятно.
- Что тебе, кроме этой фразы, понятно?
- Что 80% успеха вашего с мамой предприятия зависят от тебя. Я всегда знал, что ты у меня самый лучший!
- Я бы поделил наш успех с мамой. Без неё не было бы нашего успеха. Хочу зачитать тебе следующее: “Все хозяйственные операции можно, в конечном счёте, свести к обозначению тремя словами: ЛЮДИ, ПРОДУКТЫ, ПРИБЫЛЬ. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало, что удастся сделать”.
- А это кто сказал?
- Ли Якокка.
- А это кто? Тоже профессор?
- Почему же сразу профессор? Ли Якокка - это живая легенда американского менеджмента. Он занимал должность президента компании Ford и, будучи его руководителем, организовал производство спортивного автомобиля Ford Mustang в 1960-х годах. Эти автомобили до сих пор успешно продаются на мировом рынке.
- Он был знаком с самим Генри Фордом?
- С Генри Фордом вряд ли. Ли Якокка был гораздо моложе Форда, а вот с его внуком они работали вместе пока “чёрная кошка” не пробежала между ними. Он ушёл из компании Форда и присоединился к компании Chrysler. К тому времени новая компания была в глубоком упадке. Он перестроил всю технологию производства полностью и для этого привлёк многих бывших своих сотрудников Ford. Ему удалось возродить компанию Chrysler и стать корпоративным народным героем.
- Что значит корпоративный народный герой?
- Ли Якокка оказался очень дальновидным автопроизводителем. Он создал настоящий бренд и донёс его до массового потребителя.
- И что это за бренд?
- В 1983 году Chrysler (Крайслер) выпустил на рынок первый семейный автомобиль — минивэн Chrysler Voyager - доступный семейный автомобиль, сочетающий в себе удобство, комфорт и вместимость, причём ещё и экономичный. Этот минивэн по-прежнему пользуется большим успехом во всём мире. Ли Якокка считался одним из величайших генеральных директоров всех времён и бизнес-лидером. Кстати, он умер в 2019 году, в возрасте 94 лет. Лично я ему очень завидую, потому что он прожил интересную, насыщенную событиями жизнь.
- Я тоже ему завидую. Мне тоже хотелось бы стать бизнес-лидером. А он был богатым?
- Он был состоятельным человеком, то есть в своей автобиографической книге он пишет, что у него было достаточно средств, чтобы жить безбедно в старости. Мне самому любопытно, почему такой талантливый руководитель не состоял в списке самых богатых людей мира?
- Мне тоже это кажется странным. А кто создал компанию Chrysler?
- Да, может быть, в этом загадка? Компания Ford, как мы знаем, принадлежала Генри Форду, а Chrysler - Уолтеру Крайслеру, человеку, прошедшему путь от уборщика в железнодорожной мастерской до одного из крупнейших американских промышленников.
- Ого! Круто! Значит, Ли Якокки не был хозяином этих компаний?
- Нет, не был. Но почему же он не стал богатейшим человеком, ну-ка догадайся?
- Это значит, что Ли Якокка работал на хозяев этих предприятий. Он наёмный! Он продавал свой труд! Он получал зарплату.
- Без сомнения, неплохую зарплату. Основной доход собственника предприятия, которая и делает богатым человека – это прибыль. Помнишь, что это?
- Да, доходы минус расходы, это прибыль.
- Поясни на примере.
Самат почесал затылок, прям как папа:
- Ну, например, я покупаю конструктор за 200 рублей, затем его собираю и продаю за 250 рублей. Мой доход 250 рублей, расходы 200 рублей и прибыль получится 50 рублей.
- Хороший пример. Да, Ли Якокка пришёл в Ford 22-х-летним выпускником университета и начал свою трудовую деятельность с должности инженера-конструктора и, конечно же, в качестве наёмного работника. Но его привлекала не работа инженера, а работа с людьми. В 36 лет его уже назначили вице-президентом компании.
- А кто такой вице-президент?
- Это заместитель или, по-другому, второе лицо после президента. Через четыре года после назначения, то есть в марте 1964 года компания представила обществу абсолютно новый Ford Mustang. Это был поразительный успех - в первый же уикенд после выпуска его в продажу дилерские центры Ford посетили 4 млн. человек. За первые два года продаж Ford Mustang принёс компании более 1 млрд. долларов чистой прибыли.
- Подожди, подожди, пап. Но ведь если Ли Якокки не был хозяином компании Ford, то и прибыль ему не принадлежала?
- Разумеется, нет. Богаче стала компания Ford и его хозяин Генри Форд II.
- Вот дурак! Если он такой умный, почему не создал своё предприятие?
- Мы ему этот вопрос уже не сможем задать. Возможно, его устраивала работа в компании Форда, тем более что уже через 6 лет после выпуска мустанга, его назначили президентом этой компании. Зарплату, думаю, он получал приличную и, скорее всего, надеялся проработать в компании до самой пенсии. Многие в таких случаях говорят: “Лучше синица в руках, чем журавль в небе”.
- Как это?
- Это когда перед человеком есть два выбора: либо иметь то, что уже есть реально, либо пытаться достичь того, что возможно недостижимо.
- Я бы на его месте создал свою компанию.
- Но ты не на его месте, чтобы так думать. Знаешь, когда сидишь на скамье зрителя и наблюдаешь за игрой футболистов или хоккеистов, кажется, что ты видишь все их недочёты и ошибки, хотя сам вообще играть не умеешь.
- Мне жалко Ли Якокку. Почему он не самый богатый в мире?
- Да, мне тоже жаль. Представляешь, в компании Форда он проработал 32 года, из них 8 лет занимал пост президента. Но самое неприятное это то, что, когда Генри Форд II его уволил, ему было всего лишь 54 года. Он ещё был в самом расцвете сил.
- Тоже дурак!
- Да что ты всем ярлыки-то вешаешь? Да, жизнь показала, что Генри Форд II поступил опрометчиво, но что сделано, то сделано.
- Я бы такого великого человека не уволил.
- Ох, ты какой! Дай-то Бог, ты будешь более дальновидным руководителем, знающим и умеющим.
- Уж постараюсь. У меня же хорошие учителя.
- Ли Якокки предполагал, что причиной его увольнения было то обстоятельство, что он стал популярнее самого Генри Форда II. В своей книге он пишет: “Или я, или он, - кричал Форд на совете директоров”.
- А-а-а! Ли Якокка стал более знаменитым, чем Форд! Понятно, почему он уволил Якокку.
- Кто-то из мудрых сказал: “Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным - мстят”. Кому, как не тебе, знакомо это отвратительное чувство зависти?
- Знако-омо, отрицать не буду, - протянул Самат. – Я Генри Форда понимаю. Я бы, наверное, на его месте поступил бы точно также, но теперь думаю по-другому.
- Я прочитаю тебе ещё одно умное изречение: “Когда эмоция преобладает, ум отключается”. Не забывай об этом.
- Вот у Форда ум и отключился, потому что его бесила популярность Ли Якокки, то что он оказался умнее.
- Ещё одно изречение тебе в блокнот: “Не бойтесь подчинённых способнее вас, гордитесь ими”.
- Я теперь это понял. Если у меня будет такой, как Ли Якокки, я для него ничего не пожалею, чтобы он был доволен работой и никогда никуда от меня не уходил.
- Я рад, что ты сделал такие важные выводы для себя. Вспомним слова Ли Якокки: “… На первом месте стоят люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать”. То есть, не будет хорошего продукта и прибыли.
- Теперь и это я понял.
- А Ли Якокка, всё ж не стал самым богатым человеком в мире, да это ему было и не нужно. Зато он вошёл в историю не только как создатель знаменитого спортивного автомобиля Ford Mustang, но и как человек, сумевший достойно ответить на обидное увольнение из компании Ford. После ухода из Ford он возглавил компанию Chrysler, и превратил её в одного из главных автопроизводителей Америки, тем самым отомстив Генри Форду II. «Я сделал это старым американским способом, выиграв у него сражение на рынке», - написал он в своей книге.
- Молодец! Я бы ему памятник поставил!
- Памятники ставят, чтобы люди их не забывали, но таким как Ли Якокка памятник не нужен. О нём всегда будут помнить. Ты разве о нём сейчас забудешь?
- Нет, никогда. Я хочу, чтобы и обо мне тоже люди помнили.
Папа улыбнулся:
- Надеюсь! Изучать опыт удачливых людей – это единственный достойный источник полезного знания для тех, кто пытается найти себе место в мире бизнеса, где идёт жесточайшая борьба за “место под солнцем”.
- Я не понял. Причём тут “место под солнцем”? Разве солнца всем не хватает?
- “Место под солнцем” это крылатое выражение, которое означает “право на существование”. Кто победил в конкурентной борьбе, тот считается успешным.
- А с кем ты борешься? У тебя есть конкуренты?
- С кем борюсь и кто мои конкуренты? – папа задумался. – Сомневаюсь, что тебе об этом сейчас нужно знать, тебе пока нужно бороться, во-первых, со своей ленью, во-вторых, с тем, что мешает выработать сильный и волевой характер.
- Про лень можешь не продолжать, а вот как выработать характер?
- Как выработать характер? Думаю, будем учиться у известных личностей. О них мы ещё поговорим.
- Хорошо, пап. О чём тогда мы продолжим разговор?
- А что в голову придёт, о том и поговорим.
- Ты умнее, пусть тебе что-нибудь и придёт в голову.
Папа рассмеялся. Самату впервые стало неловко от своих слов.
- Если бы я был очень умным, то я бы был учёным. А если уж быть совсем честным, то сегодня больше надо бы быть неординарным.
- То есть, как Коля. Он вечно что-нибудь придумывает. Никогда не знаешь, что от него ожидать.
- Это замечательно, только бы надо ещё быть “солёным огурцом”, а ты знаешь, что это такое.
- Про “солёного огурца” помню, но не представляю Колю “солёным огурцом” в чём-то.
- Все богатые и знаменитые уже с детства интересовались чем-то определённым, и это становилось делом их жизни. Мы не совсем знаем истинных интересов Коли, и не будем судить строго. Но, похоже, эта личность очень тебя волнует.
- Я его ненавижу и ничего с этим не могу сделать.
- А это ты зря. Давай-ка мы обсудим другое. Очень важное качество во всех тех, кто добивается высоких результатов в жизни и, в том числе, в бизнесе, это их высокая самооценка.
- Что это значит? Человек за каждый свой поступок ставит себе оценки?
- Нет-нет, дело не в оценках. Это чувство, которое человек испытывает при оценке самого себя. Только происходит это непроизвольно. Просто человек сам по себе такой.
- Я ничего не понял.
- Я буду задавать тебе вопросы, а ты попробуй на них ответить.
- Хорошо, если только это будет несложно.
- В твоём ответе я уже замечаю твою неуверенность.
- Что тут такого странного, ведь я не уверен, что смогу ответить на твои вопросы?
- Но ты ещё не услышал ни одного вопроса, а уже выражаешь сомнение. Как ты думаешь, как бы ответил на этот вопрос Коля?
- Да ему всё равно, что о нём подумают, и без разницы сможет ли он ответит правильно на твои вопросы.
- Видишь разницу в вашем поведении и суждениях о себе? Тебе я поставлю один минус.
- За что? Ведь я ответил честно!
- С точки зрения честности я бы поставил тебе плюс, а с точки зрения самооценки, всё-таки минус. Следующий вопрос:
- Была такая ситуация, что ты из-за Коли потерял деньги. Я знаю, что ты расстроился. Скажи, расстроился бы Коля, окажись в твоей ситуации?
- Честно?
- Разумеется. Тебе, я вижу, не очень хочется вспоминать эту ситуацию?
- А ты бы разве хотел?
- Будучи в твоём возрасте, пожалуй, нет, но сейчас я бы поблагодарил судьбу за столь ценный урок и вспоминал об этом с лёгкостью, без обиды и раздражения. Однако, это уже второй минус. Третий вопрос:
- Всегда ли ты можешь сказать кому-то “нет” или отказать в чём-то?
- Пап, ты специально задаёшь мне такие вопросы?
- Совсем нет. Твой ответ мне ясен. Тебе понятно то, как может поступить Коля. Какой уже минус по счёту?
Самат недовольно проворчал:
- Четвёртый. А можно дальше ты не будешь задавать мне вопросы?
- Да нет. У нас урок. Не можешь же ты учителя в классе прервать только потому, что тебе не нравится тема?
- Хорошо.
- Часто ли ты бываешь недоволен своими поступками? Как часто ты себя осуждаешь, критикуешь? Посещает ли тебя, хоть изредка, чувство гордости за себя, так что ты говоришь себе “какой я умный, какой я молодец?!”
- Можешь сразу поставить мне пятый минус.
- Хорошо. Этого уже достаточно, чтобы я мог с уверенностью сказать, что у тебя заниженная самооценка.
- Это очень плохо?
- Хорошего маловато, но теперь-то мы знаем над чем нам стоит работать. Это как в ситуации с диагнозом больного - легче лечить человека, которому поставлен верный диагноз.
Самат скукожился:
- Я же говорил, что у меня ничего не получится.
- А нам с мамой ты доверяешь?
- Вам, да.
- Представь, я поставил тебе диагноз, дело за малым - вылечить. Только один врач не справится, нужна вера “больного” в успех и доверие к врачу.
- Спасибо, пап, я тебе верю и маме верю и потому верю, что ‘вылечусь”.
- Ты думаешь, что таких как ты, с заниженной самооценкой, мало? Да их большинство. Многие мои знакомые начинали свой бизнес и терпели крах. Одни после двух, трёх, четырёх попыток говорили: “Я неудачник! У меня ничего не получится”. И сдавались. Другие: “Я понял, что совершил очередную ошибку. Больше таких ошибок я не повторю. Следующая попытка будет удачнее предыдущей. Я добьюсь успеха”.
- И добивались? Все те, кто верил в успех?
- Да, это мои друзья. У них я многому научился. Признаюсь честно, я также грешил заниженной самооценкой.
- Ты!? Ты меня удивил. И как же ты справился с этим?
- Всё пришло с опытом и благодаря моим друзьям, у которых учился. Если хочешь стать успешным, общайся с богатыми и теми, кто многого в жизни добился сам.
- Так это ты и мама.
- Будем повышать самооценку. И примером будут богатые и знаменитые. Эти люди, без сомнений, имеют высокую самооценку.
- А что значит высокая самооценка? Если она у них есть, значит и у меня должна быть.
Папа улыбнулся:
- Это уже один шаг и один маленький плюсик. Что ж, кто такой этот человек с высокой самооценкой? Это тот, кто ставит перед собой высокие цели.
- Это я, я! У меня высокая цель – купить самолёт.
- Хорошо, слушай далее. Человека с высокой самооценкой невозможно остановить. Такая черта характера не позволит ему не достигнуть этой цели. Вспомни Ли Якокка. Форд его выгнал с поста президента, а ведь это был самый высокий пост в компании, причём человека авторитетного и с высокой репутацией. Разве он остановился, ушёл на пенсию, закрылся за четырьмя стенами? Нет! Он шёл напролом своей судьбе и победил. Почему?
- Потому что у него была высокая самооценка?
- Потому что верил в себя, в свои силы, в свои знания и умения.
- Я постараюсь тоже таким стать. Я не остановлюсь, пока не куплю самолёт и буду стараться, как твои друзья и Ли Якокка.
- А я верю в тебя. Кстати, признание своего несовершенства - это, как раз, признак высокой самооценки.
- Значит, у меня тоже высокая самооценка?
- Маленькая, очень маленькая, но высокая. Я бы сказал, что тебе, всё-таки, далеко до совершенства. Надо пройти длинный и трудный путь, но мы вместе его осилим. Согласен?
- Да, согласен!
- И последний штрих к нашему разговору. Все богатые и знаменитые, непременно, должны быть оптимистами.
- А это ещё что такое, и с чем его едят?
- А об этом в следующий раз, лады?
- Лады.
- Спокойной ночи, сынок. Не засиживайся, сон очень важен для человека.
- Да, пап, я понял. Я быстро сейчас напишу выводы и лягу спать. Спокойной ночи.
Папа легонько потрепал сыну волосы на его русой голове и вышел из комнаты. Самат открыл блокнот.
Урок 19.
1. В наш 21-ый век главное - это уметь управлять людьми.
2. Людей невозможно заставить получать знания, но жизнь заставит подчиняться, потому что кушать хочется всегда.
3. Во всех делах 80% успеха зависят от руководителя и только 20% - от его подчинённых.
4. На первом месте должны всегда стоять люди. Если нет надёжной команды, то не удастся сделать хорошую продукцию, и не будет прибыли. Это слова знаменитого Ли Якокка – бизнес-лидера из Америки.
5. Если изучать опыт богатых и знаменитых людей, то можно узнать много полезного для того, чтобы стать успешным бизнесменом.
6. У всех, кто добился больших результатов в бизнесе, было очень важное качество в их характере – они имели высокую самооценку. А человека с высокой самооценкой остановить невозможно. Она не позволит ему не достигнуть цели, которую он перед собой поставил. Мне надо пройти длинный и трудный путь, чтобы приобрести такой характер.
7. Когда эмоция преобладает, ум отключается.
8. Не надо бояться людей, которые имеют больше способностей, чем у меня, особенно если это мои подчинённые. Надо гордиться ими.