Понедельник.
У Самата, почему-то, на душе было неспокойно. Коля должен был вернуть 800 рублей - сдачу от покупки наушников. На остальные деньги он не рассчитывал. Самат спешил в класс. Коли ещё не было. Он, по обыкновению, явился прямо перед звонком на урок. Самату с большим трудом удалось сосредоточиться на уроке. И правильно сделал, потому что тема, которую объясняла учительница по математике, действительно, была очень сложной и сам бы он с ней не справился. Его осенила мысль: «Зачем ждать событие, которое так и так произойдёт? Через 45 минут прозвенит звонок, вот тогда и надо будет думать и переживать, а пока необходимо занять мозги математикой».
Ему очень понравилась эта гениальная мысль, а ещё больше тот факт, что именно ему в голову она пришла, а не кому-то другому. Он решил поделиться этой своей гениальной мыслью с мамой.
- Самат, а не хочешь ли ты вернуться на урок? – услышал он голос учительницы. – Подозреваю, что ты в своих мыслях витаешь где-то в облаках и далеко отсюда. Повтори, пожалуйста, о чём мы сейчас говорили?
Самат видел, как весь класс повернулся в его сторону и с любопытством ждал, что он скажет. Взгляд Самата упал на Колю, который строил ему рожицы и ехидно улыбался.
- А поставьте ему двойку! – вдруг круто развернувшись в сторону учительницы, выкрикнул Колька. Послышался негромкий смех, который тут же осадила учительница.
- Я не ставлю двойки за новую тему, а вот за невыполнение домашней работы по пройденному материалу поставлю самые жирные двойки. Тебя, Самат, это также касается.
Класс зашумел.
- Тишина! – громко произнесла учительница, и класс тут же затих, – продолжим.
Самату было обидно. Пока он думал о своём открытии, было упущено что-то очень важное по новой теме.
«Эх, придётся всё-таки самому разбираться», - с сожалением подумал Самат, - а это уже время, которое я мог бы потратить на что-то более важное и интересное.
Наконец, прозвенел звонок. Самат, пересилив себя, подошёл к Коле:
- Деньги принес?
- Какие деньги?
Самат растерялся:
- Как какие? Которые я тебе дал.
- А-а-а! Эти... Не - е - т.
- Что значит, нет?
- Скидка закончилась.
- Что значит закончилась?
- А так! Закончилась и всё!
- Так зачем же ты купил без скидки?
- Решил купить и купил. Это тебя не касается.
- Как это не касается? Ты же наушники на мои деньги купил.
- Ну и что?
- Я не понял! Ты, вообще, собираешься мне возвращать деньги?
- Я передумал.
- Что?! Я не понял!
- Чего тебе непонятно? Я передумал!
- Как это передумал? Передумал возвращать мне мои деньги?
- Ты мне надоел. Я сказал передумал, значит передумал. Отвали. Нужны будут деньги, ещё заработаешь.
Коля встал из-за стола и с выражением победителя на лице направился к двери. Самат в растерянности остался стоять возле парты. Он не знал, что делать. Было понятно - драться бесполезно, а говорить всем о том, как жёстко с ним поступил Коля как-то даже глупо. Коля не признается, а более того ещё и обвинит Самата во лжи. Он сжал кулаки и тихо произнёс: «Я это запомню!»
Самат решил ничего не рассказывать ни маме, ни папе. Он решил для себя, что в любом случае, он вернёт им их деньги. Но он недооценил маму. Едва глянув на сына, она догадалась, что у сына что-то вновь случилось:
- Сынок, ты ничего мне рассказать не хочешь?
- Да так, ничего особенного, - хотел отмахнуться Самат от объяснений.
Мама была не из таких, кого можно успокоить такими словами.
- Пусть даже ничего особенного, но это нечто «ничего особенного» сидит в твоей голове и мешает тебе жить.
- Справлюсь, мам.
- Я не сомневаюсь, что справишься. Завтра. А нужно вот сегодня и сейчас. Немедленно!
Последнее слово мама произнесла особенно жёстко. Так что, Самату ничего не оставалось, как признаться маме в случившемся.
Мама усмехнулась:
- Бесплатными уроки не бывают. Мы таких уроков с папой много прошли. Только оценку за этот урок поставит жизнь.
- Разве жизнь ставит оценки? Как ставит?
Мама засмеялась:
- Если повторишь такую же ошибку - накажет.
- Как накажет?
- Так же, как и сейчас. Чем ты сейчас наказан?
- Я потерял деньги.
- Ты потерял деньги, которые мы с папой заработали, потому наказаны мы все, но обиднее для тебя будет, если ты потеряешь деньги, которые заработаешь своим трудом.
- Мне сейчас обидно.
- Я тебя очень хорошо понимаю. Ты расстроен, не так ли?
- Да, я очень расстроен. Сейчас у меня плохое настроение и я ничего не хочу делать и говорить об этом тоже не хочу.
- А ты не считаешь это наказанием?
- Наверное, да.
- Ну что ж, будем считать, что пройден ещё один урок. Перейдём к следующему?
- Перейдём, – с облегчением вздохнул Самат. Он хотел поскорее избавиться от мысли о потерянных деньгах. Его обрадовало то, что мама спокойно отнеслась к ситуации.
- Как ты думаешь, почему мы с папой открыли свой бизнес несмотря на то, что это очень тяжёлый труд, большой риск и ответственность, – начала мама издалека.
- Мне кажется, чтобы быть богатыми, чтобы было всё, чего только пожелаешь. Я не прав?
- Может быть, может быть. И всё-таки мы открыли бизнес. Во-первых потому, что нам теперь не надо искать себе работу. Мы сами создали своё рабочее место и занимаемся тем, что нам нравится. Во-вторых, мы хотим быть полезными обществу и помогать людям. В-третьих, мы хотим с папой создать определённый капитал, чтобы оставить наш бизнес и начать наслаждаться жизнью.
- Первое и второе мне понятно, а вот третье … Это о чём?
- Моя мама всегда говорила: «Человек не должен жить для того, чтобы работать. Он должен работать для того, чтобы жить». Не понял?
- Нет. Вы никогда мне об этом не говорили.
- Несметные богатства они совсем ни к чему.
- Но разве богатыми быть плохо?
- Не богатыми, а состоятельными.
- А разве это не одно и то же?
- Можно быть богатыми, а можно и состоятельными, можно быть и богатыми, и состоятельными.
- Прямо стало всё сразу понятно, – усмехнулся Самат.
Мама улыбнулась:
- Мы всегда обсуждаем темы до тех пор, пока не разберёмся окончательно, или что-то не так?
- Так-так. Если что-то непонятно, я всегда переспрашиваю. Но я всегда думал, что богатые, они всегда только богатые, а кто такие состоятельные, я не знал.
- Хорошо, слушай. Когда ты видишь большой красивый дом, что ты думаешь?
- Что в нём живут богатые люди.
- Правильно. А если ты видишь дорогую машину, что ты думаешь о его владельце?
- Что он тоже богатый.
- Правильно. А когда частный самолёт Самата Сафиновича летит над городом, что будут люди думать?
- Что я богатый человек. – Самат засмеялся.
- Что, приятно такое слышать?
- Очень!
- А что, если тот, кто летает на собственном самолёте, живёт в маленькой квартирке и ему хватает денег лишь на проживание, на его счёте в банке пусто? Этот человек богатый или состоятельный, или и то, и другое?
- Не знаю… - растерялся Самат.
- Конечно же, он богатый, потому что самолёт-то очень дорогой, и он всегда может его продать. Хотя, самолёт продать будет трудновато. Только можно ли этого человека назвать состоятельным, большой вопрос.
- А кто такой этот состоятельный человек?
- Это человек, который имеет устойчивое долгосрочное богатство, когда можно реализовать все, ну или большинство своих материальных желаний, например путешествия, хорошую одежду, качественную еду и прочее.
- А мы состоятельные?
- Думаю, пока нет. Все деньги, которые мы получаем на нашем предприятии, мы вкладываем в предприятие.
- Что значит вкладываете? Как в банк? Собираете деньги?
- Вкладываем, значит расширяем производство, чтобы производить больше продукции: проводим реконструкцию, модернизируем оборудование...
- Что-что? А что такое реконструкция и модернизация?
- Я тебе об этом и хотела объяснить, но ты очень нетерпелив.
- Извини, я больше не буду тебя прерывать.
- Оборудование очень быстро морально устаревает.
- Морально?! Оборудование?! Я что-то не понял.
- М-да. Нам взрослым, очень трудно говорить о сложном с детьми. Я пытаюсь объяснить тебе то, что мы проходили в институте, но думаю, тебе об этом надо бы знать.
- Зачем же мне это изучать сейчас, я же ещё не бизнесмен и буду им ещё не скоро.
- А вот сейчас поймёшь. Когда-то у наших бабушек и дедушек были чёрно-белые телевизоры. Сейчас ты их встретишь, возможно, только в музеях. Люди, покупая цветные телевизоры, выбрасывали вполне рабочие старые телевизоры на свалку.
- Как они смотрели такие телевизоры? Это же кошмар! Наверное, было неинтересно.
- Очень даже интересно, потому что первые телевизоры были именно чёрно-белыми.
- Как это первые?
- Сынок, всё когда-то появляется впервые. Представь, и смартфонов тоже когда-то не было.
- Ужас!
- Все телефоны были стационарные. Связь шла по проводам. У тех, у кого не было дома такого телефона, могли позвонить из специальной телефонной будки, которые стояли на улице. Много чего ещё не было. Так вот, чёрно-белые телевизоры и стационарные телефоны считаются морально устаревшими.
- А если надо позвонить в скорую помощь или в полицию, или узнать про уроки? Тоже надо было идти звонить на улицу?
- Да. Разговоры по этим телефонам стоили 2 копейки.
- Так ведь двух копеек не бывает.
- Тогда были. Были 1 копейка, 2 копейки, 5, 10.
- Вместо них сейчас 1 рубль, 2 рубля, 5 и 10?
- Это не вместо них, просто сейчас цены такие. Инфляция «съела» все копейки.
- Ничего не понимаю! Разве можно кушать деньги? И что такое инфляция?
- Про инфляцию мы поговорим позже, и всё встанет на свои места, а сегодня тема реконструкции и модернизации. Кстати, ты прекрасно знаешь, что периодически появляются новые модели телефонов.
- И каждая модель стоит дороже и дороже.
- У каждой новой модели появляются новые возможности, то есть те функции, которых не было у прежних моделей. Если кто-то пользуется пять лет одним и тем же телефоном, то говорят, что у него старая модель, не так ли?
- Да, так. У многих в нашем классе телефоны их родителей, потому что они покупают новые, а свои старые отдают своим детям.
- Значит, у этих ребят телефоны, которые считаются морально устаревшими. Они стоят гораздо дешевле и, возможно, какие-то модели уже не продаются.
- Теперь я понял, но это у людей, а у вас на предприятии что может морально стареть?
- Приведу ещё пример: раньше все шурупы прикручивали и откручивали отвёрткой.
- Как!? Это давно было?
- Твой дедушка точно, помнит те времена.
- Кошмар! Прикручивать что-то отвёрткой, это же так долго! Никакого терпения не хватит.
- Трудолюбивый был народ, терпеливый. Без сомнения, какой-то ленивец изобрёл шуруповёрт.
- Ленивец?! Да этот ленивец – настоящий гений!
- Просто этот гениальный ленивец умел очень хорошо думать. Это тоже надо уметь. Иногда наш папа часами может сидеть в кабинете. Его нельзя в это время тревожить, потому что он думает.
- Наш папа тоже гений?!
Мама засмеялась.
- Судя по работе, думаю, что да. По специальности он инженер и это ему очень помогает в работе. Он со своими работниками такое творит!
- Что? Расскажи.
- Понимаешь, оборудование на предприятии морально устаревает.
- Как отвёртка?
- Да. Конкуренты тоже не лыком шиты.
- Что?
- Это значит, что конкуренты также знают своё дело и совсем не глупы. Они могут придумать что-то такое новое, что наша продукция перестанет пользоваться спросом.
- Её перестанут покупать?
- Правильно.
- И что делать?
- Надо либо заменить оборудование на новое, либо произвести модернизацию старого.
- То есть заменить отвёртку на шуруповёрт?
- Либо превратить отвёртку в шуруповёрт.
- Это труднее.
- Если можно купить новое оборудование, то наш конкурент может сделать то же самое. А вот создать что-то новое…!
- Например, шуруповёрт…
- Сообразительный ты, однако. На новом оборудовании продукция обойдётся предприятию дешевле. Как ты думаешь, почему?
- Так оно же будет быстрее шурупы прикручивать!
- Что-то вроде того. А ещё, качество выпускаемой продукции будет выше.
- Конечно, выше. Если шуруп вкрутится неправильно, его можно быстро открутить и заново прикрутить, так как надо.
- Молодец! А ещё можно с помощью шуруповёрта произвести больше продукции, чем работая отвёрткой.
- Сравнила, отвёртку и шуруповёрт! В тысячу раз быстрее!
- Похоже, ты тоже проходишь реконструкцию благодаря нашим урокам.
- Как это?
- Ты становишься грамотнее экономически.
- То есть, я был чёрно-белым телевизором, а сейчас цветным? - Самат рассмеялся.
- Мы тебя модернизируем.
- Что?
- Я тебе прочитаю в интернете, что означает модернизация: «Модернизация – непрерывный и бесконечный процесс обновления объекта. Приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества».
- Это значит, я постоянно чему-то учусь, становлюсь умнее и смогу, когда вырасту, открыть свой бизнес.
- Да, и учиться придётся всю жизнь, потому что наука не стоит на месте – всё совершенствуется, а значит надо обновлять свои знания, чтобы не отстать от технического прогресса.
- Это как бабушка с дедушкой? Они точно, отстали от технического прогресса и совсем не разбираются в гаджетах.
- И ты когда-нибудь станешь дедушкой, и твои внуки будут удивляться тому, что ты чего-то не знаешь.
- Не-е-т, такого не будет!
- Дай-то Бог! Только не забудь про эти свои слова, когда станешь дедушкой. Наш дедушка был, в своё время, уважаемым человеком! И замечу, совсем неглупым.
- Да, он хороший и я его очень люблю. А его можно модернизировать?
- Что? – мама засмеялась.
- Ну, как-то сделать так, чтобы он научился разбираться в этих гаджетах, а то меня постоянно просит ему помочь.
- А ему это надо? У него есть мы: я, ты, папа. Наша святая обязанность ему помогать и о нём заботиться. Старость неизбежна, но не будем об этом. Итак, реконструкция – это полная или частичная замена устаревшего оборудования или замена технологии производства. Сейчас спросишь, что такое «технология»?
- Спрошу. И что такое «технология»?
- Например, раньше технология сборки мебели была с помощью отвёртки, а сейчас с помощью шуруповёрта. Быстрее и качественнее. Или когда-то все делали пельмени вручную, то есть мясо прокручивали в механической мясорубке, тесто месили руками и поштучно вручную стряпали пельмешки.
- А сейчас пельменей делать не нужно. В магазине можно купить любые, какие захочешь.
- Так мы не о покупных пельменях на обед. Было время, когда пельмени в магазинах вообще не продавались.
- А почему? Это же очень вкусно.
- Выгоднее было делать пельмени дома, хоть и вручную.
- А почему сейчас они продаются в магазинах, если выгоднее делать дома?
- Мы с тобой говорим о техническом прогрессе. Мясо сейчас прокручивается с помощью электрических мясорубок, тесто месится в тестомешалке, пельмени штампуются на специальном оборудовании. Всё автоматизировано. Процессы управляются с помощью компьютера. Получается, что выгоднее купить. Другое дело, что мы не знаем, что в пельменях – настоящее мясо или нет.
- И всё же пельмени мы покупаем.
- Приходится. Мы слишком заняты, чтобы заниматься такой простой работой, как изготовление пельменей. За то время, которое мы бы потратили на изготовление пельменей, мы с папой заработали бы в несколько раз больше денег, чем стоят эти пельмени. Для нас домашние пельмени очень дорого обойдутся.
- А бабушка с дедушкой делают пельмени. Они намного вкуснее, чем те, что мы покупаем.
- Ещё бы, они же домашние.
- Мне хочется ездить к бабушке с дедушкой даже ради того, чтобы покушать их пельмени.
- Они пенсионеры и у них достаточно свободного времени, чтобы лепить пельмени и для них, как раз дешевле будет сделать самим пельмени, чем покупать в магазине.
- Надо придумать такую профессию, как пенсионер, чтобы они готовили пельмени только вручную, и мы бы у них покупали их пельмени, а не магазинные.
- Ты представляешь, я вспомнила, как моя бабушка рассказывала, что её мама стирала бельё вручную и полоскала в речке.
- А зимой? Речки же замерзают.
- А зимой в проруби.
- Что? В проруби? А руки они не отмораживали?
- Уж не знаю, но сейчас никто не согласится полоскать бельё в ледяной воде. Скажи, какой технический прогресс произошёл в процессе стирки белья?
- Ответ проще простого, сейчас стирают в стиральных машинках. То есть заменили ручную стирку оборудованной.
Мама засмеялась:
- Не оборудованной, а с помощью оборудования.
- Мам, я устал. Всё очень сложно.
- Твои мозги устали. Нужен перерыв.
- Да, нужен.
- Давай поговорим о школе. Что нового и интересного у вас сегодня произошло?
- Сегодня на уроке математики мы ухахатывались.
- И что же смешного произошло на уроке?
- Ирина Сергеевна начала писать на доске и сказала: «Записываем в тетради «Дано», пишут все, даже те, кому не дано».
- Очень остроумно…
- Но не умно.
- И все смеялись?
- Нет, не все. Колька показал из-под парты ей кулак. Соня сделала вид, что не расслышала. Но смеялись многие, даже те, кто плохо понимает математику. Знаешь, не все переживают от того, что не понимают.
- Думаю, правильно делают. Ты - логик, потому тебе легко даётся математика. К сожалению, в школе не учитывают то обстоятельство, что все разные. Есть логики, а есть этики. Логики будут больше разбираться в технике и технологиях, а этики пойдут в артисты, воспитатели, учителя, врачи. Вон, наша знакомая тётя Роза, она работает ведущим на телевидении. Она кто? Логик или этик?
- Думаю, этик. Как меня встретит, так и обнимет, и поцелует и улыбка до ушей.
- О логиках и этиках мы поговорим позже, а сейчас вернёмся к уроку.
Самат тяжело вздохнул:
- А, может, завтра продолжим? Я устал.
Мама внимательно посмотрела на сына, потом обняла, поцеловала, погладила по голове и ласково произнесла:
- Вижу, ты, действительно, очень устал. Пожалуй, нам надо устроить каникулы. Уроки никуда не убегут, вернее, мы с папой никуда не убежим. Отдохнём и продолжим, а ты сегодня блокнот пока не заполняй. Закончим разбор урока, повторим, тогда и запишешь. Спокойной ночи, сынок.
Мама вышла, а Самат расстелил постель и только собрался лечь, как почувствовал, что ему очень хочется пить. Он решил быстренько сходить на кухню. Проходя мимо папиной комнаты, он услышал разговор мамы с папой. Самату очень хотелось узнать, о чём они разговаривают, но ему было стыдно, ведь подслушивать – это нехорошо. Он сделал пару шагов, но ноги, будто сами остановились и он замер. Дверь в папину комнату была приоткрыта, голоса слышались чётко, так что Самат мог расслышать каждое слово.
«Если бы у родителей были какие-то секреты, то они дверь закрыли бы плотно, а так…, пожалуй, я послушаю», - подумал Самат и тихонечко встал за дверью.
Он услышал голос мамы:
- Дорогой, я думаю, наш мальчик слишком перегружен: школа, тренировки, прогулки с Наной, наши уроки. Эта нагрузка привела к моральной усталости, а она ведёт к снижению иммунитета. Я беспокоюсь, не заболел бы наш мальчик.
- Что же ты предлагаешь? – спросил папа.
- Я предложила Самату каникулы от наших занятий. Пусть хотя бы от них отдохнёт. На остальное мы повлиять не можем. Ты согласен?
- Солнышко, а ведь и мы с тобой устали. Я чувствую, что я на грани эмоционального срыва. С трудом засыпаю и с трудом встаю.
- Вижу, дорогой, но что же делать? Мы впряглись с тобой в такое дело, что никак. А давай-ка мы завтра сделаем все срочные дела, а послезавтра устроим прогул.
- Прогул?!
- Да, да. Самый настоящий прогул. Разве нам надо для этого спрашивать у кого-то разрешения?
- Да я не против, а как же сын?
- Ему тоже не помешает один денёк прогулять. Сходим в Аквапарк. Разве мы и наш сын этого не заслужили?
Самат не выдержал и взвизгнул от радости. И тут же пред ним явились папа с мамой. Самат растерялся, но папа с мамой улыбались. Он с радостью запрыгнул на папу, как в то время, когда он был ещё совсем маленьким. Папа крепко обнял сына и не выпуская рук, занёс его в комнату.
- Что ты делал возле нашей комнаты? – спросил папа.
- Я шёл на кухню. Мне очень хотелось пить.
- Ложись, сынок, я сейчас принесу тебе воды, - ласково произнесла мама и тут же ушла из комнаты.
- Сынок, я попрошу тебя впредь так не поступать. Это некрасиво! Договорились?
- Обещаю! – твёрдо произнёс Самат.
Вернулась мама с чашкой воды. Родители пожелали спокойной ночи и удалились из комнаты. А Самат лёг под тёплое одеяло и уснул блаженным сном.
У Самата, почему-то, на душе было неспокойно. Коля должен был вернуть 800 рублей - сдачу от покупки наушников. На остальные деньги он не рассчитывал. Самат спешил в класс. Коли ещё не было. Он, по обыкновению, явился прямо перед звонком на урок. Самату с большим трудом удалось сосредоточиться на уроке. И правильно сделал, потому что тема, которую объясняла учительница по математике, действительно, была очень сложной и сам бы он с ней не справился. Его осенила мысль: «Зачем ждать событие, которое так и так произойдёт? Через 45 минут прозвенит звонок, вот тогда и надо будет думать и переживать, а пока необходимо занять мозги математикой».
Ему очень понравилась эта гениальная мысль, а ещё больше тот факт, что именно ему в голову она пришла, а не кому-то другому. Он решил поделиться этой своей гениальной мыслью с мамой.
- Самат, а не хочешь ли ты вернуться на урок? – услышал он голос учительницы. – Подозреваю, что ты в своих мыслях витаешь где-то в облаках и далеко отсюда. Повтори, пожалуйста, о чём мы сейчас говорили?
Самат видел, как весь класс повернулся в его сторону и с любопытством ждал, что он скажет. Взгляд Самата упал на Колю, который строил ему рожицы и ехидно улыбался.
- А поставьте ему двойку! – вдруг круто развернувшись в сторону учительницы, выкрикнул Колька. Послышался негромкий смех, который тут же осадила учительница.
- Я не ставлю двойки за новую тему, а вот за невыполнение домашней работы по пройденному материалу поставлю самые жирные двойки. Тебя, Самат, это также касается.
Класс зашумел.
- Тишина! – громко произнесла учительница, и класс тут же затих, – продолжим.
Самату было обидно. Пока он думал о своём открытии, было упущено что-то очень важное по новой теме.
«Эх, придётся всё-таки самому разбираться», - с сожалением подумал Самат, - а это уже время, которое я мог бы потратить на что-то более важное и интересное.
Наконец, прозвенел звонок. Самат, пересилив себя, подошёл к Коле:
- Деньги принес?
- Какие деньги?
Самат растерялся:
- Как какие? Которые я тебе дал.
- А-а-а! Эти... Не - е - т.
- Что значит, нет?
- Скидка закончилась.
- Что значит закончилась?
- А так! Закончилась и всё!
- Так зачем же ты купил без скидки?
- Решил купить и купил. Это тебя не касается.
- Как это не касается? Ты же наушники на мои деньги купил.
- Ну и что?
- Я не понял! Ты, вообще, собираешься мне возвращать деньги?
- Я передумал.
- Что?! Я не понял!
- Чего тебе непонятно? Я передумал!
- Как это передумал? Передумал возвращать мне мои деньги?
- Ты мне надоел. Я сказал передумал, значит передумал. Отвали. Нужны будут деньги, ещё заработаешь.
Коля встал из-за стола и с выражением победителя на лице направился к двери. Самат в растерянности остался стоять возле парты. Он не знал, что делать. Было понятно - драться бесполезно, а говорить всем о том, как жёстко с ним поступил Коля как-то даже глупо. Коля не признается, а более того ещё и обвинит Самата во лжи. Он сжал кулаки и тихо произнёс: «Я это запомню!»
Самат решил ничего не рассказывать ни маме, ни папе. Он решил для себя, что в любом случае, он вернёт им их деньги. Но он недооценил маму. Едва глянув на сына, она догадалась, что у сына что-то вновь случилось:
- Сынок, ты ничего мне рассказать не хочешь?
- Да так, ничего особенного, - хотел отмахнуться Самат от объяснений.
Мама была не из таких, кого можно успокоить такими словами.
- Пусть даже ничего особенного, но это нечто «ничего особенного» сидит в твоей голове и мешает тебе жить.
- Справлюсь, мам.
- Я не сомневаюсь, что справишься. Завтра. А нужно вот сегодня и сейчас. Немедленно!
Последнее слово мама произнесла особенно жёстко. Так что, Самату ничего не оставалось, как признаться маме в случившемся.
Мама усмехнулась:
- Бесплатными уроки не бывают. Мы таких уроков с папой много прошли. Только оценку за этот урок поставит жизнь.
- Разве жизнь ставит оценки? Как ставит?
Мама засмеялась:
- Если повторишь такую же ошибку - накажет.
- Как накажет?
- Так же, как и сейчас. Чем ты сейчас наказан?
- Я потерял деньги.
- Ты потерял деньги, которые мы с папой заработали, потому наказаны мы все, но обиднее для тебя будет, если ты потеряешь деньги, которые заработаешь своим трудом.
- Мне сейчас обидно.
- Я тебя очень хорошо понимаю. Ты расстроен, не так ли?
- Да, я очень расстроен. Сейчас у меня плохое настроение и я ничего не хочу делать и говорить об этом тоже не хочу.
- А ты не считаешь это наказанием?
- Наверное, да.
- Ну что ж, будем считать, что пройден ещё один урок. Перейдём к следующему?
- Перейдём, – с облегчением вздохнул Самат. Он хотел поскорее избавиться от мысли о потерянных деньгах. Его обрадовало то, что мама спокойно отнеслась к ситуации.
- Как ты думаешь, почему мы с папой открыли свой бизнес несмотря на то, что это очень тяжёлый труд, большой риск и ответственность, – начала мама издалека.
- Мне кажется, чтобы быть богатыми, чтобы было всё, чего только пожелаешь. Я не прав?
- Может быть, может быть. И всё-таки мы открыли бизнес. Во-первых потому, что нам теперь не надо искать себе работу. Мы сами создали своё рабочее место и занимаемся тем, что нам нравится. Во-вторых, мы хотим быть полезными обществу и помогать людям. В-третьих, мы хотим с папой создать определённый капитал, чтобы оставить наш бизнес и начать наслаждаться жизнью.
- Первое и второе мне понятно, а вот третье … Это о чём?
- Моя мама всегда говорила: «Человек не должен жить для того, чтобы работать. Он должен работать для того, чтобы жить». Не понял?
- Нет. Вы никогда мне об этом не говорили.
- Несметные богатства они совсем ни к чему.
- Но разве богатыми быть плохо?
- Не богатыми, а состоятельными.
- А разве это не одно и то же?
- Можно быть богатыми, а можно и состоятельными, можно быть и богатыми, и состоятельными.
- Прямо стало всё сразу понятно, – усмехнулся Самат.
Мама улыбнулась:
- Мы всегда обсуждаем темы до тех пор, пока не разберёмся окончательно, или что-то не так?
- Так-так. Если что-то непонятно, я всегда переспрашиваю. Но я всегда думал, что богатые, они всегда только богатые, а кто такие состоятельные, я не знал.
- Хорошо, слушай. Когда ты видишь большой красивый дом, что ты думаешь?
- Что в нём живут богатые люди.
- Правильно. А если ты видишь дорогую машину, что ты думаешь о его владельце?
- Что он тоже богатый.
- Правильно. А когда частный самолёт Самата Сафиновича летит над городом, что будут люди думать?
- Что я богатый человек. – Самат засмеялся.
- Что, приятно такое слышать?
- Очень!
- А что, если тот, кто летает на собственном самолёте, живёт в маленькой квартирке и ему хватает денег лишь на проживание, на его счёте в банке пусто? Этот человек богатый или состоятельный, или и то, и другое?
- Не знаю… - растерялся Самат.
- Конечно же, он богатый, потому что самолёт-то очень дорогой, и он всегда может его продать. Хотя, самолёт продать будет трудновато. Только можно ли этого человека назвать состоятельным, большой вопрос.
- А кто такой этот состоятельный человек?
- Это человек, который имеет устойчивое долгосрочное богатство, когда можно реализовать все, ну или большинство своих материальных желаний, например путешествия, хорошую одежду, качественную еду и прочее.
- А мы состоятельные?
- Думаю, пока нет. Все деньги, которые мы получаем на нашем предприятии, мы вкладываем в предприятие.
- Что значит вкладываете? Как в банк? Собираете деньги?
- Вкладываем, значит расширяем производство, чтобы производить больше продукции: проводим реконструкцию, модернизируем оборудование...
- Что-что? А что такое реконструкция и модернизация?
- Я тебе об этом и хотела объяснить, но ты очень нетерпелив.
- Извини, я больше не буду тебя прерывать.
- Оборудование очень быстро морально устаревает.
- Морально?! Оборудование?! Я что-то не понял.
- М-да. Нам взрослым, очень трудно говорить о сложном с детьми. Я пытаюсь объяснить тебе то, что мы проходили в институте, но думаю, тебе об этом надо бы знать.
- Зачем же мне это изучать сейчас, я же ещё не бизнесмен и буду им ещё не скоро.
- А вот сейчас поймёшь. Когда-то у наших бабушек и дедушек были чёрно-белые телевизоры. Сейчас ты их встретишь, возможно, только в музеях. Люди, покупая цветные телевизоры, выбрасывали вполне рабочие старые телевизоры на свалку.
- Как они смотрели такие телевизоры? Это же кошмар! Наверное, было неинтересно.
- Очень даже интересно, потому что первые телевизоры были именно чёрно-белыми.
- Как это первые?
- Сынок, всё когда-то появляется впервые. Представь, и смартфонов тоже когда-то не было.
- Ужас!
- Все телефоны были стационарные. Связь шла по проводам. У тех, у кого не было дома такого телефона, могли позвонить из специальной телефонной будки, которые стояли на улице. Много чего ещё не было. Так вот, чёрно-белые телевизоры и стационарные телефоны считаются морально устаревшими.
- А если надо позвонить в скорую помощь или в полицию, или узнать про уроки? Тоже надо было идти звонить на улицу?
- Да. Разговоры по этим телефонам стоили 2 копейки.
- Так ведь двух копеек не бывает.
- Тогда были. Были 1 копейка, 2 копейки, 5, 10.
- Вместо них сейчас 1 рубль, 2 рубля, 5 и 10?
- Это не вместо них, просто сейчас цены такие. Инфляция «съела» все копейки.
- Ничего не понимаю! Разве можно кушать деньги? И что такое инфляция?
- Про инфляцию мы поговорим позже, и всё встанет на свои места, а сегодня тема реконструкции и модернизации. Кстати, ты прекрасно знаешь, что периодически появляются новые модели телефонов.
- И каждая модель стоит дороже и дороже.
- У каждой новой модели появляются новые возможности, то есть те функции, которых не было у прежних моделей. Если кто-то пользуется пять лет одним и тем же телефоном, то говорят, что у него старая модель, не так ли?
- Да, так. У многих в нашем классе телефоны их родителей, потому что они покупают новые, а свои старые отдают своим детям.
- Значит, у этих ребят телефоны, которые считаются морально устаревшими. Они стоят гораздо дешевле и, возможно, какие-то модели уже не продаются.
- Теперь я понял, но это у людей, а у вас на предприятии что может морально стареть?
- Приведу ещё пример: раньше все шурупы прикручивали и откручивали отвёрткой.
- Как!? Это давно было?
- Твой дедушка точно, помнит те времена.
- Кошмар! Прикручивать что-то отвёрткой, это же так долго! Никакого терпения не хватит.
- Трудолюбивый был народ, терпеливый. Без сомнения, какой-то ленивец изобрёл шуруповёрт.
- Ленивец?! Да этот ленивец – настоящий гений!
- Просто этот гениальный ленивец умел очень хорошо думать. Это тоже надо уметь. Иногда наш папа часами может сидеть в кабинете. Его нельзя в это время тревожить, потому что он думает.
- Наш папа тоже гений?!
Мама засмеялась.
- Судя по работе, думаю, что да. По специальности он инженер и это ему очень помогает в работе. Он со своими работниками такое творит!
- Что? Расскажи.
- Понимаешь, оборудование на предприятии морально устаревает.
- Как отвёртка?
- Да. Конкуренты тоже не лыком шиты.
- Что?
- Это значит, что конкуренты также знают своё дело и совсем не глупы. Они могут придумать что-то такое новое, что наша продукция перестанет пользоваться спросом.
- Её перестанут покупать?
- Правильно.
- И что делать?
- Надо либо заменить оборудование на новое, либо произвести модернизацию старого.
- То есть заменить отвёртку на шуруповёрт?
- Либо превратить отвёртку в шуруповёрт.
- Это труднее.
- Если можно купить новое оборудование, то наш конкурент может сделать то же самое. А вот создать что-то новое…!
- Например, шуруповёрт…
- Сообразительный ты, однако. На новом оборудовании продукция обойдётся предприятию дешевле. Как ты думаешь, почему?
- Так оно же будет быстрее шурупы прикручивать!
- Что-то вроде того. А ещё, качество выпускаемой продукции будет выше.
- Конечно, выше. Если шуруп вкрутится неправильно, его можно быстро открутить и заново прикрутить, так как надо.
- Молодец! А ещё можно с помощью шуруповёрта произвести больше продукции, чем работая отвёрткой.
- Сравнила, отвёртку и шуруповёрт! В тысячу раз быстрее!
- Похоже, ты тоже проходишь реконструкцию благодаря нашим урокам.
- Как это?
- Ты становишься грамотнее экономически.
- То есть, я был чёрно-белым телевизором, а сейчас цветным? - Самат рассмеялся.
- Мы тебя модернизируем.
- Что?
- Я тебе прочитаю в интернете, что означает модернизация: «Модернизация – непрерывный и бесконечный процесс обновления объекта. Приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества».
- Это значит, я постоянно чему-то учусь, становлюсь умнее и смогу, когда вырасту, открыть свой бизнес.
- Да, и учиться придётся всю жизнь, потому что наука не стоит на месте – всё совершенствуется, а значит надо обновлять свои знания, чтобы не отстать от технического прогресса.
- Это как бабушка с дедушкой? Они точно, отстали от технического прогресса и совсем не разбираются в гаджетах.
- И ты когда-нибудь станешь дедушкой, и твои внуки будут удивляться тому, что ты чего-то не знаешь.
- Не-е-т, такого не будет!
- Дай-то Бог! Только не забудь про эти свои слова, когда станешь дедушкой. Наш дедушка был, в своё время, уважаемым человеком! И замечу, совсем неглупым.
- Да, он хороший и я его очень люблю. А его можно модернизировать?
- Что? – мама засмеялась.
- Ну, как-то сделать так, чтобы он научился разбираться в этих гаджетах, а то меня постоянно просит ему помочь.
- А ему это надо? У него есть мы: я, ты, папа. Наша святая обязанность ему помогать и о нём заботиться. Старость неизбежна, но не будем об этом. Итак, реконструкция – это полная или частичная замена устаревшего оборудования или замена технологии производства. Сейчас спросишь, что такое «технология»?
- Спрошу. И что такое «технология»?
- Например, раньше технология сборки мебели была с помощью отвёртки, а сейчас с помощью шуруповёрта. Быстрее и качественнее. Или когда-то все делали пельмени вручную, то есть мясо прокручивали в механической мясорубке, тесто месили руками и поштучно вручную стряпали пельмешки.
- А сейчас пельменей делать не нужно. В магазине можно купить любые, какие захочешь.
- Так мы не о покупных пельменях на обед. Было время, когда пельмени в магазинах вообще не продавались.
- А почему? Это же очень вкусно.
- Выгоднее было делать пельмени дома, хоть и вручную.
- А почему сейчас они продаются в магазинах, если выгоднее делать дома?
- Мы с тобой говорим о техническом прогрессе. Мясо сейчас прокручивается с помощью электрических мясорубок, тесто месится в тестомешалке, пельмени штампуются на специальном оборудовании. Всё автоматизировано. Процессы управляются с помощью компьютера. Получается, что выгоднее купить. Другое дело, что мы не знаем, что в пельменях – настоящее мясо или нет.
- И всё же пельмени мы покупаем.
- Приходится. Мы слишком заняты, чтобы заниматься такой простой работой, как изготовление пельменей. За то время, которое мы бы потратили на изготовление пельменей, мы с папой заработали бы в несколько раз больше денег, чем стоят эти пельмени. Для нас домашние пельмени очень дорого обойдутся.
- А бабушка с дедушкой делают пельмени. Они намного вкуснее, чем те, что мы покупаем.
- Ещё бы, они же домашние.
- Мне хочется ездить к бабушке с дедушкой даже ради того, чтобы покушать их пельмени.
- Они пенсионеры и у них достаточно свободного времени, чтобы лепить пельмени и для них, как раз дешевле будет сделать самим пельмени, чем покупать в магазине.
- Надо придумать такую профессию, как пенсионер, чтобы они готовили пельмени только вручную, и мы бы у них покупали их пельмени, а не магазинные.
- Ты представляешь, я вспомнила, как моя бабушка рассказывала, что её мама стирала бельё вручную и полоскала в речке.
- А зимой? Речки же замерзают.
- А зимой в проруби.
- Что? В проруби? А руки они не отмораживали?
- Уж не знаю, но сейчас никто не согласится полоскать бельё в ледяной воде. Скажи, какой технический прогресс произошёл в процессе стирки белья?
- Ответ проще простого, сейчас стирают в стиральных машинках. То есть заменили ручную стирку оборудованной.
Мама засмеялась:
- Не оборудованной, а с помощью оборудования.
- Мам, я устал. Всё очень сложно.
- Твои мозги устали. Нужен перерыв.
- Да, нужен.
- Давай поговорим о школе. Что нового и интересного у вас сегодня произошло?
- Сегодня на уроке математики мы ухахатывались.
- И что же смешного произошло на уроке?
- Ирина Сергеевна начала писать на доске и сказала: «Записываем в тетради «Дано», пишут все, даже те, кому не дано».
- Очень остроумно…
- Но не умно.
- И все смеялись?
- Нет, не все. Колька показал из-под парты ей кулак. Соня сделала вид, что не расслышала. Но смеялись многие, даже те, кто плохо понимает математику. Знаешь, не все переживают от того, что не понимают.
- Думаю, правильно делают. Ты - логик, потому тебе легко даётся математика. К сожалению, в школе не учитывают то обстоятельство, что все разные. Есть логики, а есть этики. Логики будут больше разбираться в технике и технологиях, а этики пойдут в артисты, воспитатели, учителя, врачи. Вон, наша знакомая тётя Роза, она работает ведущим на телевидении. Она кто? Логик или этик?
- Думаю, этик. Как меня встретит, так и обнимет, и поцелует и улыбка до ушей.
- О логиках и этиках мы поговорим позже, а сейчас вернёмся к уроку.
Самат тяжело вздохнул:
- А, может, завтра продолжим? Я устал.
Мама внимательно посмотрела на сына, потом обняла, поцеловала, погладила по голове и ласково произнесла:
- Вижу, ты, действительно, очень устал. Пожалуй, нам надо устроить каникулы. Уроки никуда не убегут, вернее, мы с папой никуда не убежим. Отдохнём и продолжим, а ты сегодня блокнот пока не заполняй. Закончим разбор урока, повторим, тогда и запишешь. Спокойной ночи, сынок.
Мама вышла, а Самат расстелил постель и только собрался лечь, как почувствовал, что ему очень хочется пить. Он решил быстренько сходить на кухню. Проходя мимо папиной комнаты, он услышал разговор мамы с папой. Самату очень хотелось узнать, о чём они разговаривают, но ему было стыдно, ведь подслушивать – это нехорошо. Он сделал пару шагов, но ноги, будто сами остановились и он замер. Дверь в папину комнату была приоткрыта, голоса слышались чётко, так что Самат мог расслышать каждое слово.
«Если бы у родителей были какие-то секреты, то они дверь закрыли бы плотно, а так…, пожалуй, я послушаю», - подумал Самат и тихонечко встал за дверью.
Он услышал голос мамы:
- Дорогой, я думаю, наш мальчик слишком перегружен: школа, тренировки, прогулки с Наной, наши уроки. Эта нагрузка привела к моральной усталости, а она ведёт к снижению иммунитета. Я беспокоюсь, не заболел бы наш мальчик.
- Что же ты предлагаешь? – спросил папа.
- Я предложила Самату каникулы от наших занятий. Пусть хотя бы от них отдохнёт. На остальное мы повлиять не можем. Ты согласен?
- Солнышко, а ведь и мы с тобой устали. Я чувствую, что я на грани эмоционального срыва. С трудом засыпаю и с трудом встаю.
- Вижу, дорогой, но что же делать? Мы впряглись с тобой в такое дело, что никак. А давай-ка мы завтра сделаем все срочные дела, а послезавтра устроим прогул.
- Прогул?!
- Да, да. Самый настоящий прогул. Разве нам надо для этого спрашивать у кого-то разрешения?
- Да я не против, а как же сын?
- Ему тоже не помешает один денёк прогулять. Сходим в Аквапарк. Разве мы и наш сын этого не заслужили?
Самат не выдержал и взвизгнул от радости. И тут же пред ним явились папа с мамой. Самат растерялся, но папа с мамой улыбались. Он с радостью запрыгнул на папу, как в то время, когда он был ещё совсем маленьким. Папа крепко обнял сына и не выпуская рук, занёс его в комнату.
- Что ты делал возле нашей комнаты? – спросил папа.
- Я шёл на кухню. Мне очень хотелось пить.
- Ложись, сынок, я сейчас принесу тебе воды, - ласково произнесла мама и тут же ушла из комнаты.
- Сынок, я попрошу тебя впредь так не поступать. Это некрасиво! Договорились?
- Обещаю! – твёрдо произнёс Самат.
Вернулась мама с чашкой воды. Родители пожелали спокойной ночи и удалились из комнаты. А Самат лёг под тёплое одеяло и уснул блаженным сном.