Бизнес-Школа для детей

Урок 16

Вечером Самат с мамой уселись поудобнее в кресла. Мама держала в руках книгу. Самат ожидал, что мама сразу же начнёт с обсуждения содержания книги, но ошибся.
- Хочешь, я тебе анекдот расскажу?
Самат растерянно заулыбался.
- Значит, хочешь. Тогда слушай. Сидит обезьяна на берегу и полощет в реке шкурку от банана. Мимо проплывает крокодил: «Обезьяна, чего ты делаешь-то? - Обезьянка отвечает: - Дай пять баксов - скажу. - Дал ей крокодил пятёрку, а та отвечает: -Д а вот, шкурку банановую в реке полощу. - Ну ты и дурра, обезьянка! - обиделся крокодил. - Дура-не дура, а десятку-другую в день имею» …
Самат с мамой расхохотались.
- Эта обезьянка – не дура!
- А какая она?
- Умная, предприимчивая, сообразительная.
- Можно подумать, что это единственная обезьяна в округе. Но я подозреваю, что остальные обезьяны ей говорят: «Подумаешь, это так просто! И мы бы так смогли». В том то и дело, что всё просто, только почему-то сделала ЭТО только одна обезьянка. Так и среди людей.
- Может открыть предприятие по полосканию банановых кожурок?
- Лучше по подбрасыванию башмаков.
- Или продаже сосулек!
- А вполне реальная идея. Если сделать эти сосульки цветными и сладкими, думаю, спрос тебе будет обеспечен.
- А я подумаю!
- А вот и подумай! Ну что ж, повеселились, а теперь приступаем к уроку. Посмотри, я пришла на сегодняшний урок с книгой, о которой тебе говорила.
- Генри Форда «Моя жизнь. Мои достижения», – прочитал Самат. - Он живёт в нашей стране?
- Он никогда не жил в нашей стране, но оставил ярчайший след в истории автомобилестроения.
- Если только он не придумал колесо.
- Колесо придумали задолго до рождения Генри Форда. Он же создал лучший и доступный для людей автомобиль.
- Как это?
- Прежде познакомимся с этим гениальнейшим бизнесменом, изобретателем, инноватором и инженером и, по большому счёту личностью, для которого работа была делом всей его жизни.
- Что бизнесмен, это мне понятно, то есть такой же, как вы с папой, а вот кто такой изобретатель, инноватор – без понятия.
- Тогда уж объясню и то, что такое открытие.
- А зачем мне – будущему бизнесмену знать это? Разве это мне пригодится?
- А это ты узнаешь, когда поймёшь, что такое открытие и что такое изобретение.
- Если это мне пригодится, то тогда ладно, я готов об этом слушать и запоминать.
Мама улыбнулась:
- Даже если не всё пригодится, бизнесмен должен быть самым эрудированным в своём коллективе. И так, открытие – это то, что существует в природе, но неизвестно людям до того момента, пока не будет это описано или озвучено.
- Разве есть что-то такое, что неизвестно людям?
- Всегда было много чего, что существовало в мире и о чём люди даже не догадывались.
- Не может такого быть.
- Сейчас я это тебе докажу.
- Интересно! Попробуй.
- Можешь себе представить, что у людей когда-то не было электричества.
- Как это не было. А как они жили?
- В домах были печки, которые топились дровами, мылись в банях, помещения освещались свечками.
- Не повезло людям жить в те времена. А когда же появилось электричество?
- В начале 19-го века Майкл Фарадей создал первый генератор для производства электричества.
- Но ты же сказала, что открытие это то, что существует в мире или в природе, но людям неизвестно
- Ну да. Электричество в природе существует, только люди не умели его извлекать из этой самой природы, а Фарадей сделал так: он обвил вокруг металлического кольца два провода, один подсоединил к батарее и обнаружил ток в другом. Так родилось всё современное электричество.
- Круто!!!
- А вот уже американский учёный Томас Эдисон предложил миру долго работающий электрический прибор, который назвали со временем лампочкой.
- Но ведь лампочек в природе никогда не существовало.
- Правильно, а это уже изобретение.
- И что же такое изобретение?
- А это уже то, что является результатом творчества самого изобретателя. Например, гвозди, компас, бумага, лекарство пенициллин, которым мы тебя лечили во время простуды. Всё это изобрели творческие люди и, как ты думаешь, повлияло ли это как-то на развитие человечества?
- Думаю, что без всего этого мы бы жили в каменном веке.
- Ну, ты уж не преувеличивай, хотя… кто его знает. Каждое великое открытие и изобретение круто меняет жизнь людей на планете. А теперь вернёмся к Генри Форду. Он оформил 161 патент США на свои изобретения, то есть у него было 161 значимых изобретений в области машиностроения.
- Ого! Столько изобретений?! И это всё на один автомобиль? А зачем ему патенты?
- Патент – это охранный документ, который удостоверяет исключительные права и авторство изобретателя на инновацию. Патент подтверждает, что разработку внесли в государственный реестр, и она находится под охраной. Никто не имеет права использовать данное изобретение без разрешения владельца патента. В противном случае за незаконное его использование следует штраф.
- Ему что, жалко было что ли рассказать всем про своё изобретение?
- Это бизнес. Изобретение в голову с потолка не падает. За каждым изобретением стоит большой труд. Знаешь, сколько раз Томас Эдисон терпел неудачу? 1000 раз! 1000 раз, прежде чем лампочка загорелась. Впоследствии он говорил: «У меня не было 1000 неудачных попыток зажечь лампочку. Просто к изобретению электрической лампочки я сделал 1000 шагов».
- Вау! Тысячу?!
- А мы говорим – гений! Каждый гений – это Труженик с большой буквы! Таким же трудягой был и Генри Форд.
- А наш папа тоже изобретатель?
- Ты ведь не расстроишься, если я тебе скажу, что у нашего папы нет изобретений?
- Совсем нет? Но он всё равно очень умный.
- Понимаешь, он прекрасный руководитель и организатор. У нас на предприятии есть хорошие инженеры, которые, конечно, не изобретают, но рационализаторские предложения периодически внедряют.
- Рационализаторское предложения – это ещё что-то необычное?
- Да нет, это попроще, чем изобретательство. Это внедрение чего-то нового в уже существующий процесс, чтобы, например, упростить процесс производства, снизить расходы, повысить качество производимой продукции и так далее.
- Они тоже меняют к лучшему жизнь человечества?
- Я же сказала, что рационализаторство проще, но жизнь нашего предприятия оно облегчает значительно.
- Это же хорошо! А ты мне скажешь, что вы придумали?
- Не мы, а наши инженеры и даже рабочие, только тебе будет это сложно понять. Приведу пример проще. Я, например, снабдила нашу домработницу современными аксессуарами и гаджетами, которые значительно облегчили её труд. Ей стало интереснее работать, тем более что она ещё и этик-эстет.
- Ей ещё какую-нибудь музыку бы включила, а то она всё делает в полной тишине, только слышно, как булькает и шипит.
- А это уже хорошее рацпредложение. А теперь конкретно, я буду зачитывать самое важное и интересное из книги Генри Форда и обсуждать, насколько актуально то, о чём он писал почти 100 лет тому назад.
- Если это было интересно вам, то будет, я уверен, полезно и для меня.
- Уверена, будет и полезно, и интересно. Отец подарил Генри карманные часы и он, как любознательный ребёнок, начал их разбирать и собирать вновь и так поднаторел на этом, что открыл свою, домовую мастерскую по ремонту часов.
- Ого! И сколько же ему было лет, когда он занялся этим бизнесом?
- А вот сейчас и узнаем из его же книги: «…нередко мне удавалось заполучить сломанные часы, и я пробовал их починить. В тринадцать лет мне удалось впервые починить часы так, что они ходили правильно. С пятнадцати лет я мог починить почти любые часы, хотя мои инструменты были весьма примитивны. Такая возня страшно ценна. Из книг нельзя научиться ничему практичному, машина для техника та же, что книги для писателя, и настоящий техник должен был бы, собственно, знать, как всё изготавливается. Отсюда он почерпнёт идеи и, раз у него голова на плечах, постарается применить их». Похоже, с 13 лет Генри уже начал заниматься бизнесом. Ну, что скажешь?
- А я должен что-то сказать?
- Разумеется, не должен. Ты просто обязан!
- Хорошо. У меня вопрос. Генри Форд пишет, что из книг нельзя ничему научиться, а вы говорите, что надо много читать. Почему? Кого мне слушать?
- Разумный вопрос. 20-ый век был веком индустриализации, то есть тогда впервые были изобретены машины, самолёты, компьютеры, ракетная техника, телевидение, интернет, радио и многое другое и развивалось всё стремительно быстро. Учились на ходу, в процессе. В процессе же и рождались новые идеи, как и пишет Генри Форд. Однако в его же книге он пишет: «Я читал всё, что попадалось мне в руки, но больше всего учился на собственной работе».
- А сейчас разве нельзя учиться только на собственном опыте?
- Наш век – век информационных технологий. Тогда Информации, однозначно, было недостаточно. В своей книге он пишет: «Я следил за развитием его (то есть двигателя машины) по английским и американским журналам». Раньше, чтобы добыть какую-то информацию, надо было перерыть кучу литературы и потратить на это уйму времени. Сейчас проще. Мы живём в 21-ом веке.
- И что это значит?
- Пока ты учишься на собственном опыте, твои конкуренты найдут нужную информацию в считанные минуты, лишь обратившись к поисковику в интернете.
- Тогда я тоже буду искать в интернете нужную информацию.
- А ты знаешь, что искать?
- Нет, не знаю.
- Пока ты не знаешь, что искать и зачем, мы обратимся к книге Генри Форда и поучимся у него тому, как вести бизнес. Согласись, лучше почерпнуть нужную информацию из соответствующих источников, чем изобретать заново велосипед.
- Да, изобретать заново велосипед было бы большой глупостью.
- А скажи, как ты думаешь, сначала люди становятся богатыми, а потом умными или наоборот?
- Наверное, всё-таки наоборот. Получается, Генри Форд был умным с самого детства.
- Он был любознательным и трудолюбивым. В этом ты убедишься позже, когда мы ещё больше познакомимся с его воспоминаниями. А сейчас продолжим чтение: «С той поры, как я 12-летним мальчиком встретился с локомобилем, до сегодняшнего дня вся сила моего интереса была направлена на проблему создания автоматически движущейся машины».
- То есть, когда ему было 12 лет, какие-то локомобили уже были придуманы? Я предполагаю, что локомобиль – это автомобиль, который тогда уже был изобретён.
- Это был ещё не автомобиль. Локомобиль – это передвижной паровой двигатель. Вот что пишет об этом сам Генри Форд: «Я представляю себе ту машину, как будто это было вчера, это была первая телега без лошади, которую я видел в жизни. Она была, главным образом, предназначена приводить в движение молотилки и лесопилки, и состояла из примитивной передвигающейся машины с котлом. Сзади прилажены были чан с водой и ящик с углём. Один единственный человек на платформе сзади котла мог нагребать лопатой угли и управлять клапаном и рычагом».
- И когда это было?
- Можно посчитать. Генри было 12 лет, а родился он в 1863 году.
- Значит, в 1875 году. 150 лет тому назад ещё не было таких автомобилей, на которых мы сейчас ездим?
- Много чего не было, а вот такие как Генри Форд были.
- Он был не единственным, кто придумал автомобиль?
- Не единственным и даже не первым.
- А почему именно его ты выбрала, чтобы у него учиться?
- Думаю, ты поймёшь, когда мы почитаем его книгу. Конечно, не всю, а самые важные моменты.
- Даже если он не первый, мне всё равно интересно.
- Тогда продолжим: «Группа предприимчивых людей организовала на основе моего изобретения «Детройтскую автомобильную компанию». Я был ответственным инженером и в ограниченных размерах – пайщиком».
- Что значит – пайщиком?
- Скорее всего, у Генри Форда не было достаточно денег для того, чтобы организовать своё производство автомобилей, но нашлись люди, которые открыли компанию и внесли свои денежные средства (паи) в этот проект. Возможно, паевым взносом Генри Форда было его изобретение. Вот потому и, скорее всего, он и был только ответственным инженером, то есть отвечал всего лишь за конструкцию машины, но никак не мог влиять на процесс его реализации. Как говорится: «Кто платит, тот и музыку заказывает».
- А разве такое возможно?
- Вполне. У тебя, например, есть идеи, изобретения, но нет денег, а у кого-то есть деньги, но он не знает, во что их вложить. Вполне взаимовыгодный проект. Но вот что пишет Форд дальше: «Три года мы продолжали строить автомобили – все, более или менее, по моей первой модели. Однако мы имели лишь небольшой сбыт. Я был совершенно одинок в своих стремлениях усовершенствовать автомобили и этим путём приобрести более широкий круг покупателей. У всех была одна мысль, набирать заказы и продавать как можно дороже. Главное было, нажить деньги. Так как я на своём посту инженера за пределами своего круга деятельности не имел никакого влияния, то скоро понял, что новая компания была не подходящим средством для осуществления моих идей, а исключительно лишь денежным предприятием, которое приносило, однако, мало денег. Поэтому в марте 1902 года я покинул свой пост, твёрдо решив никогда больше не занимать зависимого положения».
- Я не всё понял.
- Он пишет, что был одинок в своих стремлениях усовершенствовать автомобили. Генри Форд считал, что его первая модель – это не предел совершенства и хотел сделать свой автомобиль лучше, то есть снизить вес, улучшить работу двигателя, сделать удобным управление автомобилем и так далее, чтобы приобрести более широкий круг покупателей. О чём же думали все те, кто вложил лишь деньги в компанию?
- Они думали о том, как бы побольше заработать денег.
- Все, кто вкладывает деньги, неважно куда, думают только об этом. Это психология большинства.
- Но ведь всем хочется больше заработать. Разве это плохо?
- Неплохо, но вернёмся к Генри Форду. Вот что он пишет: «Делать дела на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное. Это род азартной игры, протекающей неравномерно и редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет. Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства, чтобы его продукты были доброкачественны и дёшевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю».
- А что значит спекуляция?
- Это значит купить дёшево – продать очень дорого, в данном случае, потратить на производство как можно меньше средств, а продать дорого и получить прибыль по - максимуму.
- Но почему так нельзя? Я не понимаю. Вы же с папой говорили, что бизнес – это риск и предприниматель получает деньги за то, что он рисковал.
- Предприниматель в любом случае получит свои деньги, но заметь, Генри Форд говорит, что погоня лишь за большими деньгами это своего рода, как азартная игра, хочется всё больше и больше, а это может длиться недолго, несколько лет, как он пишет в своей книге.
- А почему всего лишь несколько лет?
- Давай представим, что Генри Форд остался в той компании, в которой работал. Ну-ка, подумай. Нет, представим иначе, попробуй стать на несколько минут самим Генри Фордом.
- На несколько минут!? Попробую.
- Ну-ну, давай! Посмотрим, что у тебя получится.
- И так, я главный инженер, я смотрю, как делают машины по моим чертежам. Я хочу, чтобы наши машины были очень хорошими, но те, кто вложил деньги, хотят продавать много машин, чтобы получать большие деньги.
- Ну и как? Тебя всё устраивает?
- Мама, я понимаю, что что-то не так, но больше ничего сказать не могу.
- Хорошо, я тебе помогу. Тебе не нравится то, что у тебя нет времени ещё что-то изобретать, чтобы машины стали лучше. Пока да, какие-то деньги ваша компания зарабатывает и всё только потому, что используется изобретение, которого нет у машин ваших конкурентов. Таких машин, как ваша не так много, и при том они очень дорого стоят, поэтому продаются с большим трудом. Ты же не можешь повлиять на данную ситуацию.
- Как здорово у тебя получается всё объяснять!
- Я знакома с миром бизнеса, мне не составляет большого труда разобраться в происходящем. Ой, чуть не забыла тебе ещё сказать кое-что очень важное, но это будут уже чисто мои мысли.
- А ты не уступаешь своими мыслями Генри Форду.
- Спасибо за комплимент, хитрюша ты мой.
- Мам, говори быстрее, а то забудешь.
- Да, да. Спасибо, я, действительно, чуть не забыла. Так на меня подействовал твой комплимент. Я подумала, что если Генри Форд остался бы на своём месте, то на другом предприятии, где тоже производят автомобили, появился бы Генри Форд-2 и он придумал бы более мощный двигатель, сделал бы более простое управление, и его машина стала бы надёжнее и качественнее, а самое главное, дешевле. Что бы произошло с твоей компанией?
- Упс, – Самат даже растерялся, – думаю, закрылась бы. Кому нужны будут машины нашего Генри Форда-1?
- Не только закрылось бы, но и не смогло бы уже дальше подняться, потому что время упущено. Другие идут вперёд и продолжают совершенствовать своё производство, а всё потому, что не стоят на месте, как ты, думая только о наживе.
- А что я - то, ты сама мне велела стать Генри Фордом и не уходить из компании.
- Да шучу я. Главное, чтобы ты понял, останавливаться в развитии смерти подобно. Уж не знаю, кто это сказал, но сказал верно.
- Генри Форд молодец, что ушёл. А что было дальше?
- А дальше мы разберём на следующем уроке. Сегодня уже поздно, пора отдыхать. Спокойной ночи.
Тихо закрылась за мамой дверь, а Самат задумался: «Какой же умный был этот Генри Форд. Хотел бы я на него хоть чуточку быть похожим, но вряд ли. Я не сомневаюсь, что и мама и папа скажут, что я смогу, что я умный, но я - то знаю, что я не такой. Ладно, что об этом думать. Надо заполнить блокнот».
Самат взял блокнот, который всегда лежал на полке, на самом видном месте, чтобы не приходилось его искать, как прежде. Этот блокнот был для него самой ценной вещью. Он очень боялся его потерять. Самат аккуратно вывел первое слово:

Урок 16.
1. Бесплатными уроки не бывают. Мама с папой таких уроков много прошли. Оценку за такие уроки поставит жизнь.
2. Зачем ждать событие, которое так и так произойдёт?
3. Бизнесмен должен быть самым эрудированным в своём коллективе. Сначала люди становятся умными, а потом богатыми, а не наоборот.
4. Открытие – это то, что существует в природе, но неизвестно людям до того момента, пока не будет это описано или озвучено.
5. Изобретение – это результат творчества человека.
6. Рационализаторство - это упрощение процесса производства, снижение расходов, повышение качества выпускаемой продукции и так далее.
7. Патент – это охранный документ, который удостоверяет исключительные права и авторство изобретателя на инновацию. Патент подтверждает, что разработку внесли в государственный реестр, и она находится под охраной. Никто не имеет права использовать данное изобретение без разрешения владельца патента. В противном случае за незаконное его использование следует штраф.
8. Машина для техника то же, что книги для писателя. Настоящий техник должен знать, как всё изготавливается, тогда у него могут появиться идеи, и он сможет их применить, если конечно, у него «голова на плечах», как сказал Генри Форд.
9. Если у меня будут деньги, я найду того, у кого есть идеи и изобретения, но нет денег. Это очень выгодный проект.
10.Никогда не быть зависимым от других.
11.Предприятие должно работать на пользу народу. Если оно работает ради наживы, то просуществует недолго.
12.Останавливаться в развитии смерти подобно.
13.Генри Форд - гениальнейший бизнесмен, изобретатель, инноватор и инженер, и по большому счёту, личность, для которого работа была делом всей его жизни.