Бизнес-Школа для детей

Урок 17

На следующий день за ужином папа сказал, что наступила его очередь провести урок с Саматом. Самату было всё равно с кем общаться, с мамой или папой. Оба они были интересны в общении, оба умные, добрые и очень любящие родители. В школе Самату очень хотелось похвастаться тем, что у него такие замечательные родители, но почему-то духу не хватало. Он думал, будь на его месте папа, все мальчишки в классе прыгали бы перед ним на задних лапках. Ни у кого нет такого папы. Ради папы Самат был готов на всё!
- Сынок, как дела? Какие успехи? – обратился папа к сыну, войдя в комнату.
- Всё в порядке, пап. А успехи должны быть каждый день?
Папа засмеялся:
- Ты прав. Глупый вопрос. Но его почему-то часто задают. Об успехах не нужно даже спрашивать. Каждый готов кричать во всеуслышание, будь у него хоть самый незначительный успех.
- Это правда. У нас в классе мальчишки всё время хвастаются: то кому-то купили велик, то коньки, то ещё что-то…
- Ты сам сказал, что хвастаются. Хвастаются тем, что им купили. А говорит ли кто-нибудь о своих победах на соревнованиях или на олимпиадах?
- Нет. Таких в нашем классе нет.
- Но ты же один из вашего класса! Где твои победы? Победы в бизнесе начинаются с маленьких побед.
- Я мог бы попробовать поучаствовать в олимпиаде по математике, но к ней надо много готовиться и перерешать кучу задач и примеров. А мне так не хочется! Я сомневаюсь, что у меня получится занять призовое место. А если знать, что не победишь, то зачем вообще идти туда?
- Вот те здрасте. У нас с мамой тоже могло ничего не получиться. Бизнес – это риск, причём постоянный. Мы поставили перед собой цель и методично, медленно, но верно, идти к своей цели. Никаких сомнений! Математика – твой любимый предмет и он у тебя получается. Даже если не победишь, по пути к победе ты всё равно многому научишься.
- Чему можно научиться, желая победить на олимпиаде? Математику буду знать лучше, всего лишь!
- Знаешь, помимо пятёрки за четверть, а то и за год, ты сможешь выработать очень полезные для бизнесмена качества.
- Бизнес и олимпиада рядом не стояли!
- Попробуем разобрать эту ситуацию. Ты перед собой ставишь цель! Так?
- Допустим. Победить на олимпиаде.
- Значит, вырабатываешь очень важное качество – целеустремлённость. Если бы я не обладал этим качеством, мы бы сейчас не говорили о бизнесе. Были у меня такие периоды, когда я не ел, не спал, работал по 20 часов в сутки.
- Совсем не ел и не спал? Разве так можно?
- Утром, едва позавтракав, бежал на работу. Мама мчалась следом за мной с едой. Возвращался с работы за полночь и просто падал от усталости.
- А мама разве не могла тебе помочь?
- В том то и беда, что нет. Я работал с узким кругом специалистов. Я им очень благодарен. Они все молодцы.
- А что это была за работа?
- Монтаж и установка оборудования.
- А чтобы я мог тебе помогать, мне тоже надо стать специалистом?
Папа усмехнулся:
- Мы над этим подумаем. Чтобы стать хорошим специалистом любого дела, необходимо приобрести множество навыков и умений.
- Что значит навыки? Это менять характер? Стать смелее, увереннее, быть сильным…
- Нет, навыки – это способность применять знания, которые имеешь. Знать можно много, но вот применить их на практике… - это вопрос. Я, например, имею высшее образование по специальности инженер и таких как я тысячи, но я знаю, что многие звание инженера не оправдывают, потому что не могут должным образом применить свои знания. Отчасти ещё и из-за того, что не «догоняют» технический прогресс. Пока они учатся в вузе 5 лет, знания, которые они получают, уже морально устаревают.
- Почему? Зачем тогда учиться? Когда я закончу школу, мои знания также морально устареют?
- Знания, которые ты получаешь, они незыблемы.
- Что это значит?
- Твои задачи и примеры по математике решаются уже сто лет и столько же ещё решаться будут. Это основы, которые очень нужны инженерам. Спроси у дедушки, он тебе об этом скажет.
- Ему же не сто лет.
- Его дедушке, будь он жив, было бы сейчас более 100 лет, а я уверен, что он решал те же примеры, что и ты.
- Правда?
- Да. И та же грамматика была по родному языку, и те же уроки по биологии, географии и по другим предметам.
- Теперь до меня дошло, если дедушка учился, и я учусь одинаково в школе, то есть я решаю те же примеры и задачи, что решал он, мы проходим те же предметы то, когда я постарею, как сейчас дедушка, то стану таким, как он?
- Что значит таким, как он?
- Я также как он, морально устарею?
Папа расхохотался:
- С чего ты это взял?
Самат засмущался:
- Вот, например, сейчас выпустили айфон – 15, через 50 лет же он морально устареет.
- Ну да, и что?
- Мы с дедушкой получаем одинаковые знания в школе, значит, будем одинаковыми в его возрасте?
- Стоп, погоди. В школе вы получаете знания, но после её окончания каждый применит эти знания по-своему, да и в школе все проявляют разное старание. В школе вас учат учителя, а после школы – жизнь, а она у всех разная. Давай-ка не будем отвлекаться.
- Извини. Больше не буду.
- Мы говорили о морально устаревающих знаниях, которые получают выпускники ВУЗов. Например, ты учишься тому, как собирать и ремонтировать механические часы. Учишься год, два, пять, но к окончанию тобой ВУЗа появились часы электронные. Сможешь ли ты работать специалистом по электронным часам?
- Но этому же можно научиться.
- Разумеется, ты научишься, но уже на практике. А пригодятся ли тебе знания, которые ты получал пять лет, обучаясь тому, как собирать и ремонтировать механические часы? Можно ещё потратить несколько лет на то, чтобы научиться собирать и ремонтировать уже электронные часы, но пока ты учишься, могут ещё появиться какие-нибудь часы, уже не требующие батареек.
- Например, такие, которые будут заряжаться от энергии самого человека.
- Если бы это кто-нибудь придумал, было бы здорово!
- И что же делать тем, кто учится в этих ВУЗах?
- Раз мы говорим о бизнесе, значит и речь идёт только об управленцах и, естественно, мы уже понимаем, что чтобы быть хорошим руководителем, одних только знаний недостаточно. Нужен ещё опыт и желательно положительный. Знаешь, сейчас очень модно среди богатых людей отправлять своих детей учиться, например, в Оксфордский или Гарвардский университеты в США. Но, как мне известно, выпускники этих универов не умеют управлять. В то же время мне знакомы некоторые личности, которых выгнали из ВУЗов и университетов, но которые впоследствии стали прекрасными бизнесменами и учёными. Знания – это лишь информация. Грош цена тем знаниям, которые ты не используешь. Надо действовать, даже если мало знаешь. В процессе действия ты и вырабатываешь определённые умения.
- Мне кажется, что я про всё, о чём мы говорим, забываю. Вспоминаю только тогда, когда перечитываю выводы, записанные в блокноте. А что будет, если через несколько лет я вообще про всё забуду?
- Я так думаю нам, наверное, надо будет повторять некоторые темы, а к каким-то и возвращаться. Мы об этом подумаем.
- Блокнот я в выходные перечитаю, а повторять?.. Хорошо бы, а то я того… - Самат не знал, что сказать, но ему казалось, что у него от этих уроков в голове настоящая каша.
- Беда в том, что информация, которую ты получаешь, пока тобой не используется, но она – эта информация, откладывается в подсознании и всплывёт в нужное время. Ты даже сам не заметишь, потому что будешь думать, что знал это всегда. Помнишь, как я учил тебя кататься на велосипеде? Сам же я в это время спокойно им управлял, а ведь последний раз я на нём катался лет пятнадцать назад. Моё подсознание подсказывало мне, как держать руль, как держать равновесие. Этот навык сохраняется на всю жизнь. Если я захочу прокатиться лет через двадцать, то, думаю, у меня это также получится.
- Значит, я могу быть спокоен. Знания никуда не денутся.
- Твои знания останутся при тебе, но не расслабляйся. Многие люди уверены, что всё знают, и это их останавливает, не даёт развиваться. Хочу сказать с полной уверенностью, что бедность – это тоже результат и одной из основных причин является недостаток знаний. Богатство же – результат грамотного и умелого применения знаний. Богатые это поняли.
- А бедные не поняли, потому и бедные.
- Вижу, ты всё понял.
- Не понял бы, не учился.
- Молодец! Ну, пошли дальше. У бизнесмена, прежде всего, должна быть цель.Ради чего он хочет заниматься бизнесом?
- Да, мне это очень интересно, а ради чего вы с мамой занимаетесь бизнесом?
- Общаюсь с некоторыми своими знакомыми, умными, грамотными, я думаю, а они вполне могли бы открыть собственное предприятие, но нет… Спрашиваю, почему? Отвечают: «У нас дети, мы не можем рисковать. А вдруг мы всё потеряем?»
- А вы с мамой разве не боитесь?
- У нас есть лекарство от страха.
- Разве бывает такое лекарство?
- Оно есть. Это любовь и знание.
- Я не понял. Какое же это лекарство?
- Самое сильное. Если почитать историю, то можно найти множество примеров, когда люди совершали подвиги ради любви: к девушке, к своим детям, к родителям и к своей Родине.
- И ты совершаешь подвиг?
- Вести бизнес – это не подвиг, но мы с мамой это делаем ради любви, ради друг друга и нашей семьи. Мы занимаемся бизнесом именно потому, что у нас есть семья и это, конечно, главное. Но есть ещё кое-что.
- Что?
- Мы любим своё дело, и оно нам очень нравится. Мы знаем, что любое дело, которое делается с любовью, обязательно приносит успех. Об этом тебе и мама скажет.
- А как найти то дело, которое будет нравиться?
- Надо пробовать заниматься разными видами деятельности, и судьба приведёт туда, куда требуется. Не гонись за деньгами. Многие молодые люди ищут работу, причём любую, лишь бы хорошо платили, а потом за неё держатся изо всех сил. Особенно «застревают» те, кто женится и у них появляется ребёнок.
- Да, вы с мамой молодцы. Я вот думаю, а вдруг мне не понравится дело, которым вы занимаетесь?
- Найдёшь своё, это не проблема для человека целеустремлённого и имеющего знания.
- А ты целеустремлённый?
- Да, потому что у меня есть цель, к которой я стремлюсь. Вот когда ты говоришь себе «пойду, погуляю», ты уже ставишь перед собой цель. Если, выйдя на улицу, ты не знаешь куда пойти и зачем, то что происходит?
- Я буду тупо бродить по улицам.
- И куда придёшь?
- Не знаю.
- Вот именно. Если нет конкретной цели, то придёшь неизвестно куда, а это для бизнесмена недопустимо. Должна быть конкретная и ясная цель.
- А какая цель у тебя?
- Создать такой бизнес, который обеспечит нам с мамой достойную старость. Мы хотим объехать все страны мира, подняться в горы, прокатиться с них на горных лыжах, полетать на воздушном шаре и прыгнуть на парашюте с самолёта. Я хочу, наконец, начитаться книг, научиться играть на гитаре…
- Ого, как много чего ты хочешь. А меня вы возьмёте с собой в путешествия?
- Скорее всего, нет.
- Почему?
- Ты должен эти возможности заработать сам.
- Снова заработать? Разве это честно? Я же ваш сын!
- Очень даже честно. Ну, во-первых, к тому времени, когда мы сможем реализовать нашу мечту, ты станешь взрослым, самостоятельным, и тебе нужно будет строить свою жизнь.
- Хорошо вам. У вас уже есть бизнес. А мне ещё надо учиться, потом думать, какой открыть бизнес, потом работать и работать…
Папа рассмеялся:
- Сделай работу своим хобби, либо хобби работой.
- Как это? Я не понял.
- Вначале определись что такое «хобби».
- Это любимое дело. И что?
- Да, хобби – это любимое дело или увлечение, это то, чем ты готов заниматься сколь угодно долго и тебя бывает очень трудно оторвать.
- Сейчас моё хобби - это конструктор. Я бы всегда им занимался и мне это совсем не надоедает, но это же не может быть моей работой и моим бизнесом.
- Пока твои хобби меняются каждые полгода: то машинки, то железная дорога, то дротики. Вырастешь и, возможно, твоим очередным увлечением будет что-то новое то, что в настоящее время даже не существует.
- Но ведь хобби - это увлечение, это почти игра.
- Но это же здорово работать играя! Все знаменитости, сделавшие себе огромные состояния, были очень увлечёнными людьми: Рокфеллер, Форд, Нобель…
- Мы с мамой начали изучать жизнь самого богатого человека на свете - Генри Форда.
- Да, я знаком с ним.
- Как ты можешь быть с ним знаком, если он жил 150 лет тому назад?
- Когда-то я мечтал купить фордовскую машину - Mustang.
- Как? Но ведь Генри Форда уже нет в живых!
- Его нет, но его дело живёт. Его предприятия по производству автомобилей продолжают работать, и управляют ими внуки Генри Форда.
- То есть, твои внуки тоже смогут управлять вашим предприятием?
- Вполне. Если вы - наши дети и внуки будете достойны продолжить наше дело, то мы передадим вам наше предприятие по наследству.
- А что значит быть достойными?
- Если мы будем уверены, что вы сможете не только сохранить наше предприятие, но и преумножить состояние, сможете грамотно управлять делами и будете приносить пользу обществу.
- Спасибо, я постараюсь. А скажи, машины Форда – самые лучшие в мире?
- Нет, не самые лучшие, хотя многим они нравятся. На вкус и цвет товарищей нет, как говорится. Всё зависит от вкусов. Лучшим автомобилем в мировом рейтинге на данный момент является Toyota.
- Это тоже американская машина?
- Нет, это уже японская машина, то есть, она производится в Японии.
- Ав Америке продаются японские машины?
- Да, Америка импортирует японские машины. Они там пользуются большим спросом благодаря, как они говорят, непревзойдённому сочетанию качества, эффективности, безопасности и стоимости. Toyota Camry из года в год остаётся одним из самых популярных автомобилей в Америке.
- А что значит импортирует?
- То есть привозит из другой страны. Японские машины считаются для Америки импортными товарами. У нас дома, например, стиральная машина – импортная. А ну-ка, сбегай, посмотри марку нашей стиралки?
Самат сорвался с места:
- BOSCH. Значит, из какой страны наша стиралка?
- Из Германии. А вот твой ноутбук марки ACER. Он произведён в Тайвани. В этой стране занимаются разработкой и продажей компьютерной техники и электроники, и в первую очередь ноутбуков. Они экспортируют свою продукцию по всему миру.
- Экспортируют, значит, продают по всему миру?
- Ты правильно всё понял. Если мы продаём товары за границу, значит, мы экспортируем, а если завозим в страну из-за рубежа, то импортируем.
- А что мы экспортируем?
- В основном это нефть и нефтепродукты, природный газ и лес, в меньшей степени – это пшеница, сахар, рыба, преимущественно минтай.
- Машины, стиралки и компьютеры мы привозим, а нефть, газ и лес вывозим?
- К сожалению, так. В нашей стране практически на пальцах можно пересчитать ассортимент товаров, который бы был востребован за рубежом.
- Но у нас такая большая страна, а значит и людей много. Почему мы не делаем сами хорошие машины, стиралки и компьютеры?
- Надеюсь, твоё поколение займётся этим вопросом, а пока никак. Представляешь, наша мама обожает редиску. Она продаётся в супермаркетах, но мама её не покупает и всегда, видя эту редиску на прилавке, возмущается, что она произведена в Израиле.
- Но если любит, то почему не покупает?
- Возмущается, что даже редиска импортная. Не нравится ей и то, что она выращена на гидропонике, а я знаю, что это за технология. Растения растут в разы быстрее, чем на земле. Они растут в небольших посудинах. Корни растений омываются раствором с питательными веществами, либо находятся в субстрате.
- И что тут плохого?
- Возможно, для кого-то это и неплохо, но меня смущают эти самые питательные вещества. Каков их состав? Как мне известно, единственным источником питательных веществ являются растворимые в воде удобрения, а они, как известно, все химические. Растения впитывают всю эту дрянь, а люди потом едят.
- И что выращивается на гидропонике?
- Это огурцы, помидоры, салат, земляника. По - внешнему виду их не отличить от тех, что выращены на земле.
- Маме дарили зимой землянику. Она симпатичная, будто только с грядки, а вкуса никакого, как резиновые.
- Представь, они тоже импортные.
- Ну, это уж ни в какие ворота! Что ни возьмёшь, всё импортное. У нас дома всё китайское. Обидно! Может быть, нам в Америку уехать или в Китай, а можно и в Тайвань.
- Нет уж, для предприимчивых и умных настоящий простор для деятельности. Учись и дерзай.
- Я подумаю.
- Вот и замечательно! У меня в моей «шпаргалке» написано, что мы сегодня должны поговорить о важности постановки целей. Отвлеклись, однако, основательно. Даже не знаю, стоит ли сегодня продолжать урок? Продолжим изучение темы?
- А разве мы её не закончили?
- Об этом можно говорить много и долго, но мы это обсудим лишь в течение одного урока.
- Хорошо, пап, мне это очень интересно.
- Тогда продолжим. Очень важно уметь ставить цели. Вначале маленькие, на короткий срок, потом - более крупные. Такая цель, как стать богатым не годится. Это, я бы сказал, и не цель вообще.
- А у нас в классе все мечтают стать богатыми, но, думаю, вряд ли у них это получится.
- Ну-у, не будем судить строго, мальчики ещё только учатся. Возможно, они, когда-нибудь, поймут, что многое в жизни зависит о них самих.
- Или кто-нибудь подскажет.
- Надеюсь, это будешь ты. Далее хочу заметить, цели должны быть достижимыми.Например, я люблю петь, но разве я смогу стать певцом?
- А что? Думаю, вполне.
- Ты мне льстишь. Для этого должен быть талант это, во-первых. Во-вторых, надо очень много трудиться в пении, а для этого у меня нет времени. - Папа засмеялся: - я занимаюсь тем, что для меня более интересно и где я могу, в большей степени, приложить свои способности – веду бизнес и даю уроки будущему бизнесмену.
Самат с недоумением посмотрел на папу. В голове возник вопрос, который он не смел задать, но папа, кажется, догадался. Он, улыбнувшись, нежно потрепал лохматый чуб Самата и сказал:
- Повторяю уже не первый раз. Ты непременно станешь бизнесменом. В тебе есть лидерские качества, ты упрямый. Со временем это превратится в настойчивость. Ты умный, у тебя логическое мышление. Ты любознательный, исполнительный. Ты – мой сын и этим всё сказано. Однако тебе ещё многому надо учиться.
- В общем, я понял: учиться, учиться и учиться, - обречённо вздохнул Самат.
- Да уж, и не обольщайся, учиться придётся всю жизнь. Это должно стать привычкой. И кстати, целеустремлённость без настойчивости, терпения и выносливости также не работает. И недостаток ума также мешает достижению цели.
- Ты намекаешь на недостаток ума у меня?
- Совсем не намекаю. Но руководитель предприятия должен быть на голову выше своих подчинённых, то есть, умнее, решительнее, благороднее…
- Ну, всё, не буду я бизнесменом. Умным, решительным, благородным, терпеливым… А не слишком ли много для одного человека?
- Тогда возьмёшь на своё предприятие компаньонов: один будет умным, второй решительным, третий благородным и терпеливым, только имей ввиду, что и прибыль будешь делить с ними.
- Вот чёрт! В общем, я запутался или устал… Можно, мы поговорим об этом в следующий раз, а завтра я поговорю с Мариной Николаевной о своём желании участвовать на следующий год в олимпиаде по математике.
- Буду очень этому рад. Ещё мой школьный учитель говорил, что математика – это гимнастика для мозгов. Как раз то, что нужно для будущего бизнесмена. На сегодня, я думаю, достаточно. Спокойной ночи, сынок.
Папа вышел из комнаты, а Самат приступил к написанию выводов по пройденному уроку. Записывание в блокнот итогов урока стало повседневной привычкой. Самат устал, ему хотелось быстрее залезть в кровать, но он знал, что завтра может уже многое забыться из услышанного сегодня от папы.
Самат аккуратно вывел:

Урок 17.
1. Большая победа в бизнесе начинается с побед маленьких.
2. Знать можно много, но знания будут бесполезны, если их не применять на практике. Знания морально устаревают. Знания, которые получаешь, они, как будто забываются, но в нужный момент они всплывают.
3. Главная причина бедности – недостаток знаний. Богатые понимают, что надо грамотно и умело применять знания.
4. У бизнесмена должны быть цели и очень важно уметь их правильно ставить: вначале маленькие, на короткий срок, потом – более крупные. Если нет конкретной цели, то придёшь неизвестно куда.
5. Не нужно бояться строить свой бизнес.
6. Любовь и знание - лекарство от страха.
7. Надо, чтобы работа стала хобби, либо хобби работой.
8. Когда товар продаётся за границу – это экспорт, а если ввозишь – это импорт.
9. Мы экспортируем нефть, газ, лес, рыбу, пшеницу и сахар. У нас очень, очень и очень мало товаров, которые бы пользовались спросом за границей.
10.Надо пробовать заниматься разными видами деятельности, и судьба приведёт туда, куда требуется.