Наступил вторник. Самат пришёл в школу с хорошим настроением. Он знал, что сказать Коле. На первом уроке он не отвлекался. Самат решил, что будет умным, честным и терпеливым, как папа и мама. Он скажет Коле: «Спасибо за урок», и забудет о случившемся, а Коля отныне и навсегда станет для Самата «одним из...». Мама сказала: «Жизнь продолжается! Не стоит делать остановок на неприятных событиях!» Прозвенел звонок с первого урока. Вопреки ожиданиям, первым подошёл к Самату Коля: - Ну чё, обиделся что ли? - Нет, не обиделся. - Ну, тогда и забыли. Ты ещё заработаешь, у твоих родителей денег полно. Что для вас эти 2000? - Согласен, мелочь! Я ещё больше заработаю, только фиг тебе ещё раз дам. Спасибо за урок. - Какой ещё урок? - Я понял, что с такими как ты, нельзя дружить, таким нельзя доверять и помогать не стоит. - Что ты сказал?! Коля надулся, как самовар, и сжав кулаки, приготовился к атаке, но Самат был готов. Он громко, чтобы слышали все, кто был в классе, произнёс: - Ты трепло, вор и обманщик! Да, я заработаю денег столько, сколько мне надо, но честно. А ты можешь засунуть мои деньги себе в задницу! Переживу! Самат выбежал из класса. Ему хотелось убежать подальше от унизительной ситуации. Ему, конечно, очень хотелось вмазать этому противному Кольке, но в глубине души он осознавал, что, в некоторой степени, он сам виноват. Ему потребовалось большого мужества сказать то, что он сказал, но, всё-таки, было обидно. Ведь он понимал, что правда на его стороне. «Я всё равно тебе отомщу!» - шептал Самат, сбегая по лестнице. В школе запрещалось бегать, но ему было всё равно. Он бежал по одному коридору, потом поднявшись по лестнице на следующий этаж, бежал по-другому. Он никого не видел и не слышал, лишь звонок на урок его остановил. Самат задыхался от бега, волнения и от щемящего чувства - как он войдёт в класс? Ему казалось, что все будут смотреть на него с осуждением. Отнюдь. Войдя в класс, он увидел, что все смотрят на него даже с некоторым беспокойством и сочувствием. Коля же равнодушно проводил Самата до парты, будто ничего не произошло. Самат даже позавидовал его спокойствию. Вечером о случившемся Самат решил рассказать маме. - Похоже, Коля не впервые столкнулся с данной ситуацией, потому уже выработал стратегию своего поведения. Очень жаль. Попробуем разобраться. - Не понимаю, в чём разбираться? И так всё ясно. - Разберём, будет яснее. Думаю, в то время, когда Коля просил у тебя денег, он уже не собирался их возвращать тебе. Ему очень хотелось иметь эти наушники, но понимал, что денег ему взять неоткуда. А тут появляешься ты и он, долго не думая, попросил их у тебя. - Логично. Скорей всего, всё так и было. А потом он сказал, что если мне нужны будут деньги, то я смогу их заработать. - Но ты своим обманом как раз и убедил его в том, что за одну неделю тебе ничего не стоит заработать 3000 руб. - Да уж. Лоханулся. - Твой обман стоил тебе двух тысяч. Надеюсь, и этот урок ты запомнишь. - Куда денешься. Разве бывает такая память, чтобы взять и забыть такое!? - Взять и забыть, думаю, бывает. Бывает, что снять какую-то одежду и закинуть её туда, что потом даже не вспомнить куда, тоже бывает, – засмеялась мама. - Мама, но это не одно и то же. Я же переживал! - Поверь мне, для некоторых это одно и то же. - То есть, хочешь сказать, что Колька забыл, что взял у меня деньги? - По крайней мере, сейчас он о тебе уже не вспоминает, а ты продолжаешь переживать. - Если бы он хотя бы извинения у меня попросил. - О! Это означало бы, что он признал свою вину, но он, думаю, так не думает. - Тогда хотя бы соврал, что когда-нибудь вернёт. - Своим поведением он дал понять, что никогда не вернёт, и ты должен это признать. Мы уже решили, что произошедшее будем считать уроком и давай, наконец, закроем эту тему. - Но как?! У меня это не выходит из головы, ведь я каждый день его вижу в классе. Я каждый раз ловлю на себе его ехидные взгляды. - Ехидные взгляды, говоришь? Надо подумать, чтобы это значило? - Да он смеётся надо мной! - Постой! Не спеши судить. Вспомни, из какой он семьи. Они выплачивают автокредит, очень приличную сумму. Денег хватает от зарплаты до зарплаты. Деньгами Колю, как тебя, не балуют. Это я знаю. Но гордость не позволяет ему в этом признаться. Понимаешь? - Я тоже гордый! Я же сказал ему: «Я тебя прощаю!» - Простить другого после того, как тебя за такое же простили мы? Эх, Самат, трудно понять другого, пока не побываешь в его шкуре. - Не хочу быть в его шкуре. - Если хочешь стать преуспевающим бизнесменом, войдёшь в любую шкуру. - Хорошо. А в мою «шкуру» тоже должен кто-то входить? - Это удел умных. - Получается, чтобы стать преуспевающим бизнесменом надо уметь влезать в «шкуру» другого человека? Значит ещё и ради этого надо стать умным? Ваще! Как в цирке! Это даже весело! Я понял, что бизнес – это не только про деньги. - Да! Не коротко, но ясно, – со смехом проговорила мама. - Но это же ещё значит, что я не совсем умный. - Да - а?! На основании чего же ты это решил? - Влезть в «шкуру» Коли у меня пока не получается. - Получится. Придёт время. - А ты можешь влезть в «шкуру» Кольки? - Попробую. Коля понимает, что по уровню благосостояния его семья значительно уступает нашей. Это вызывает у него неприятные чувства. - Он нам завидует? Это же хорошо. - Даже взрослому человеку очень сложно справиться с этим чувством. - Это хорошо или плохо? - Умного человека зависть подстегнёт к свершениям. Даже если не добьётся ощутимых результатов, то по пути к цели всё равно чего-то добьётся. - Колька тоже будет стремиться к чему-то? - Этого мы знать не можем. Далее, ему обидно, что ты смог заработать 3000 рублей всего за одну неделю и опередить его в соревновании. Что бы ты чувствовал, если бы он принёс больше денег, чем ты? - Мне бы это не понравилось. - Не понравилось?! А что с чувством зависти? - Согласен. Было бы очень обидно. И… завидно. - Ты живёшь в благополучной семье, ты смог его обмануть. Разве не повод для его зависти? Ну, помогла я тебе влезть в «шкуру» Коли? - Да уж, помогла, но было не очень приятно. - Ты и сейчас также чувствуешь к нему обиду? - Не очень. Мне его жалко. - Вот так метаморфоза! - Что?! - Прости, вырвалось. Это значит, что ты изменил своё отношение к Коле на совершенно противоположное. - Ты меня переубедила. - Как легко тебя переубедить. Обычно со взрослыми такое редко удаётся. - Точно, с нашими учителями вряд ли эта метаморфоза у тебя бы удалась. Они всегда считают себя правыми во всём. - А ты с ними в чём-то бываешь не согласен? - Очень часто. Например, как-то Димка попробовал объяснить физруку, что пропустил урок, потому что болел, так физрук начал на него кричать: - Я с температурой хожу на работу! А если у тебя 37-38 градусов, приди, скажи: «Извините, у меня температура, разрешите сегодня посидеть на уроке. Я же разрешу!» Мама засмеялась, а за ней и Самат. - И что же, все промолчали? - Все - да, но не Колька. Он сказал: «Так вы лежите дома, когда болеете, мы без вас посидим на вашем уроке». - Ну, этот вездесущий Колька! Но надо отдать должное, остёр на язык, ему палец в рот не положи - откусит. - Вот этого я и побаиваюсь. Такое скажет! Я всегда теряюсь от его слов, не знаю, что сказать. Хочется вместо слов его треснуть, но нельзя. - Он своим поведением компенсирует ущербность своего положения, потому и хорохорится. У меня мол, всё в порядке, всё замечательно, не хуже, чем у всех. Он требует к себе внимания и получает его, не так ли? - Да, так. А почему он такой? - Родился таким и, думаю, в семье также не получает достаточного внимания. У вас в школе есть театральный кружок. Он туда ходить не пробовал? - Пробовал, но его оттуда выгнали. Выпендривался и довыпендривался. - Но где-то же он должен реализовать свои способности?! - Он командует мальчишками в классе. Думаю, его это вполне устраивает. - Ваш Коля – непоседа. Для него очень важно выделиться, привлечь к себе внимание. Чем угодно. Для него это очень важно. Представь, и у нас на предприятии есть такой работник. - И как вы его терпите? - Мы его не терпим, мы используем его положительные качества. Это наш главный инженер, он же и единственный. У него самый просторный кабинет. На двери написано: «Главный инженер Исмагилов Тимур Рамильевич». Часто наш папа, давая ему задание, говорит, что это трудновыполнимая задача, но только не для него. - Хитро. А ты говоришь, что для бизнесмена главнее быть умным, а не хитрым, а здесь самая хитрющая хитрость. - Хитрость от ума, не так ли? - Согласен. А у Кольки хитрость от хитрости. - Не суди строго. Просто он такой и, думаю, это не всегда плохо. Надо только найти к нему ключик. - А ещё какой «ключик» у вас есть? - Благодаря его нововведениям предприятие получает больше прибыли, то есть больше денег, которые мы можем направить на вознаграждение или, иначе, на выплату премий для сотрудников. - А причём тут все сотрудники предприятия? - Мы тоже так думали раньше, вознаграждая его одного, но потом поняли, что ему нужно признание. - Да, Кольке и деньги нужны, и признание. - Ничего в этом нет предосудительного. Да, ему надо признание и тогда у него хорошее настроение, и он фонтанирует разными идеями. Хорошо всем. - Разве можно делать и деньги, и признание? - Представляешь, можно. Мы издаём Приказ, где объявляем ему благодарность и заодно с этим объявляем выплату премий сотрудникам. Приказ вывешиваем на Доске объявлений у входа. Все читают и радуются. Тимур Равильевич ходит гордый, он герой! Всем своим видом он даёт всем понять, что он умный, он лучше всех. - Ваш Тимур Равильевич – молодец! - Мы это не отрицаем, но вот отношения с коллегами у него не складываются. Со всеми он ведёт себя вызывающе, может быть грубым и бестактным. - А вы разве его за это не наказываете? - Сынок! Учителя когда-нибудь наказывали Колю? - Они не хотят с ним связываться. - Почему же? - Они пытались его ругать, но он становился ещё хуже, огрызался и даже грубил. Он неисправим. - Да, и наш Тимур Равильевич такой же. Может быть, в душе они и осознают своё поведение, но изменить его им крайне сложно. - Ужас! Но почему вы его терпите? - Мы с папой ценим его, как хорошего специалиста и постоянно выражаем ему своё расположение и признание. - А почему он не откроет своё предприятие, если он такой хороший специалист? - А разве ты не понял? - Нет, даже не догадываюсь. - Они, эти специалисты, хорошие выдумщики, но для реализации своих идей им нужны другие люди, которые смогут реализовать их идеи и организовать процесс. Подумай, Коля хороший выдумщик, но смог ли он хоть раз организовать ребят на какое-то дело? - Не помню такого. Он хулиганит, а все тупо идут за ним, не задумываясь. - Вот-вот, если только не задумываясь. - А вы всегда со своим, этим главным инженером соглашаетесь? - Не всегда. Здесь наш папа проявляет свои дипломатические способности. - То есть?!... - Он, например, может сказать так: «Замечательно, но к сожалению, мы не готовы пока к таким изменениям, для этого у нас недостаточно средств, а это мы можем внедрить частично, но это супер! - и всегда похвалит, скажет, - ну, ты молоток! Ты просто гений! Мне бы никогда не пришло такое в голову!» Папа наш дипломат, он может договориться с кем угодно и о чём угодно. - Где вы такого перца нашли? - Они учились вместе в ВУЗе, даже в одной группе. Так что папа знает его, как облупленного. - Странно, и папа взял такого к себе на работу? Что, других не нашлось? - Наш папа говорит, что Тимур Равильевич – генератор идей и будь у него на предприятии пара десятков таких «генераторов», можно было бы выпустить вечный двигатель. - А почему же папа не набирает таких к себе на работу? - Думаешь, таких много, да чтобы ещё с хорошим образованием? Вот у Коли есть шанс, чтобы таким стать, но вряд ли он им воспользуется. Его надо воспитывать. Попробую поговорить с его отцом, а учителям я бы посоветовала не ругать Колю, а находить что-то, за что можно было бы его похвалить. Думаю, ты меня понял. - Понял, мама. Только не представляю, за что можно Кольку хвалить? - Всегда есть за что хвалить и учителя должны знать как, когда и зачем. - Наши учителя хвалят только за пятёрки и тех, кто хорошо учится и хорошо себя ведёт. - Очень жаль, но к нашему бизнесу это не относится. - Мам, а ведь я не такой как папа, я с такими как Колька, договариваться не смогу. - Научишься, главное понять преимущества дипломатии в ведении бизнеса. У тебя получится, ты же у меня умница! - Ты меня хвалишь, чтобы я стал лучше? - Нет, на тебя так похвала не действует, как на Колю. Ты можешь сам себя похвалить, когда у тебя что-то получится. - Но это, действительно, так. Почему так?! - Просто вы разные. - А это хорошо или плохо? - Это нормально. Люди разные нужны. Коля и Тимур Равильевич – это генераторы идей, а ты тот человек, который может эти идеи воплотить в жизнь. - Значит, Коля не сможет создать бизнес? - Создать может, как и любой человек, а вот организовать и возглавить, это вряд ли. - А мне казалось, что всё наоборот. Тогда эти уроки им не нужны? - Нужны всем, ведь мы говорим и об отношениях, будем говорить о налогах, об инфляции и о многом ещё. А на сегодня, пожалуй, хватит. Заполни свой блокнот и ложись спать, поздно уже. Мама поцеловала Самата в лоб и пожелала ему спокойной ночи. Самат написал в блокноте:
Уроки 11 и 12. 1. Бесплатными уроки не бывают. Мама с папой таких уроков много прошли. Оценку за такие уроки поставит жизнь. 2. Зачем ждать событие, которое так и так произойдёт? 3. Человек не должен жить для того, чтобы работать. Он должен работать для того, чтобы жить 4. Открыть бизнес надо для того, чтобы: во-первых, не искать себе работу и заниматься тем, что нравится: во-вторых, чтобы быть полезным обществу и помогать людям: в-третьих, чтобы создать определённый капитал через много лет, а потом оставить бизнес и наслаждаться жизнью. 5. Наша семья – богатая, но пока несостоятельная, потому что все деньги уходят в бизнес, и мама мне не может давать денег столько, сколько я хочу. 6. Модернизация – это значит сделать оборудование современным, потому что оно морально устаревает, а реконструкция – это переделка того, что уже есть. Самат подумал: «Что бы ещё написать?» – но в голову ничего не лезло. – «Ладно, и этого хватит». Потом аккуратно вывел: 7.Мой папа – гений! Дедушка морально устарел. Чтобы не стать таким, надо всё время учиться, может быть, даже всю жизнь.