Наступил вторник. Самат пришёл в школу с хорошим настроением. Он знал, что сказать Коле. На первом уроке он не отвлекался. Самат решил, что будет умным, честным и терпеливым, как папа и мама. Он скажет Коле: «Спасибо за урок», и забудет о случившемся, а Коля отныне и навсегда станет для Самата «одним из...».
Мама сказала:
«Жизнь продолжается! Не стоит делать остановок на неприятных событиях!»
Прозвенел звонок с первого урока. Вопреки ожиданиям, первым подошёл к Самату Коля:
- Ну чё, обиделся что ли?
- Нет, не обиделся.
- Ну, тогда и забыли. Ты ещё заработаешь, у твоих родителей денег полно. Что для вас эти 2000?
- Согласен, мелочь! Я ещё больше заработаю, только фиг тебе ещё раз дам. Спасибо за урок.
- Какой ещё урок?
- Я понял, что с такими как ты, нельзя дружить, таким нельзя доверять и помогать не стоит.
- Что ты сказал?!
Коля надулся, как самовар, и сжав кулаки, приготовился к атаке, но Самат был готов. Он громко, чтобы слышали все, кто был в классе, произнёс:
- Ты трепло, вор и обманщик! Да, я заработаю денег столько, сколько мне надо, но честно. А ты можешь засунуть мои деньги себе в задницу! Переживу!
Самат выбежал из класса. Ему хотелось убежать подальше от унизительной ситуации. Ему, конечно, очень хотелось вмазать этому противному Кольке, но в глубине души он осознавал, что, в некоторой степени, он сам виноват. Ему потребовалось большого мужества сказать то, что он сказал, но, всё-таки, было обидно. Ведь он понимал, что правда на его стороне.
«Я всё равно тебе отомщу!» - шептал Самат, сбегая по лестнице. В школе запрещалось бегать, но ему было всё равно. Он бежал по одному коридору, потом поднявшись по лестнице на следующий этаж, бежал по-другому. Он никого не видел и не слышал, лишь звонок на урок его остановил. Самат задыхался от бега, волнения и от щемящего чувства - как он войдёт в класс? Ему казалось, что все будут смотреть на него с осуждением.
Отнюдь. Войдя в класс, он увидел, что все смотрят на него даже с некоторым беспокойством и сочувствием. Коля же равнодушно проводил Самата до парты, будто ничего не произошло. Самат даже позавидовал его спокойствию.
Вечером о случившемся Самат решил рассказать маме.
- Похоже, Коля не впервые столкнулся с данной ситуацией, потому уже выработал стратегию своего поведения. Очень жаль. Попробуем разобраться.
- Не понимаю, в чём разбираться? И так всё ясно.
- Разберём, будет яснее. Думаю, в то время, когда Коля просил у тебя денег, он уже не собирался их возвращать тебе. Ему очень хотелось иметь эти наушники, но понимал, что денег ему взять неоткуда. А тут появляешься ты и он, долго не думая, попросил их у тебя.
- Логично. Скорей всего, всё так и было. А потом он сказал, что если мне нужны будут деньги, то я смогу их заработать.
- Но ты своим обманом как раз и убедил его в том, что за одну неделю тебе ничего не стоит заработать 3000 руб.
- Да уж. Лоханулся.
- Твой обман стоил тебе двух тысяч. Надеюсь, и этот урок ты запомнишь.
- Куда денешься. Разве бывает такая память, чтобы взять и забыть такое!?
- Взять и забыть, думаю, бывает. Бывает, что снять какую-то одежду и закинуть её туда, что потом даже не вспомнить куда, тоже бывает, – засмеялась мама.
- Мама, но это не одно и то же. Я же переживал!
- Поверь мне, для некоторых это одно и то же.
- То есть, хочешь сказать, что Колька забыл, что взял у меня деньги?
- По крайней мере, сейчас он о тебе уже не вспоминает, а ты продолжаешь переживать.
- Если бы он хотя бы извинения у меня попросил.
- О! Это означало бы, что он признал свою вину, но он, думаю, так не думает.
- Тогда хотя бы соврал, что когда-нибудь вернёт.
- Своим поведением он дал понять, что никогда не вернёт, и ты должен это признать. Мы уже решили, что произошедшее будем считать уроком и давай, наконец, закроем эту тему.
- Но как?! У меня это не выходит из головы, ведь я каждый день его вижу в классе. Я каждый раз ловлю на себе его ехидные взгляды.
- Ехидные взгляды, говоришь? Надо подумать, чтобы это значило?
- Да он смеётся надо мной!
- Постой! Не спеши судить. Вспомни, из какой он семьи. Они выплачивают автокредит, очень приличную сумму. Денег хватает от зарплаты до зарплаты. Деньгами Колю, как тебя, не балуют. Это я знаю. Но гордость не позволяет ему в этом признаться. Понимаешь?
- Я тоже гордый! Я же сказал ему: «Я тебя прощаю!»
- Простить другого после того, как тебя за такое же простили мы? Эх, Самат, трудно понять другого, пока не побываешь в его шкуре.
- Не хочу быть в его шкуре.
- Если хочешь стать преуспевающим бизнесменом, войдёшь в любую шкуру.
- Хорошо. А в мою «шкуру» тоже должен кто-то входить?
- Это удел умных.
- Получается, чтобы стать преуспевающим бизнесменом надо уметь влезать в «шкуру» другого человека? Значит ещё и ради этого надо стать умным? Ваще! Как в цирке! Это даже весело! Я понял, что бизнес – это не только про деньги.
- Да! Не коротко, но ясно, – со смехом проговорила мама.
- Но это же ещё значит, что я не совсем умный.
- Да - а?! На основании чего же ты это решил?
- Влезть в «шкуру» Коли у меня пока не получается.
- Получится. Придёт время.
- А ты можешь влезть в «шкуру» Кольки?
- Попробую. Коля понимает, что по уровню благосостояния его семья значительно уступает нашей. Это вызывает у него неприятные чувства.
- Он нам завидует? Это же хорошо.
- Даже взрослому человеку очень сложно справиться с этим чувством.
- Это хорошо или плохо?
- Умного человека зависть подстегнёт к свершениям. Даже если не добьётся ощутимых результатов, то по пути к цели всё равно чего-то добьётся.
- Колька тоже будет стремиться к чему-то?
- Этого мы знать не можем. Далее, ему обидно, что ты смог заработать 3000 рублей всего за одну неделю и опередить его в соревновании. Что бы ты чувствовал, если бы он принёс больше денег, чем ты?
- Мне бы это не понравилось.
- Не понравилось?! А что с чувством зависти?
- Согласен. Было бы очень обидно. И… завидно.
- Ты живёшь в благополучной семье, ты смог его обмануть. Разве не повод для его зависти? Ну, помогла я тебе влезть в «шкуру» Коли?
- Да уж, помогла, но было не очень приятно.
- Ты и сейчас также чувствуешь к нему обиду?
- Не очень. Мне его жалко.
- Вот так метаморфоза!
- Что?!
- Прости, вырвалось. Это значит, что ты изменил своё отношение к Коле на совершенно противоположное.
- Ты меня переубедила.
- Как легко тебя переубедить. Обычно со взрослыми такое редко удаётся.
- Точно, с нашими учителями вряд ли эта метаморфоза у тебя бы удалась. Они всегда считают себя правыми во всём.
- А ты с ними в чём-то бываешь не согласен?
- Очень часто. Например, как-то Димка попробовал объяснить физруку, что пропустил урок, потому что болел, так физрук начал на него кричать:
- Я с температурой хожу на работу! А если у тебя 37-38 градусов, приди, скажи: «Извините, у меня температура, разрешите сегодня посидеть на уроке. Я же разрешу!»
Мама засмеялась, а за ней и Самат.
- И что же, все промолчали?
- Все - да, но не Колька. Он сказал: «Так вы лежите дома, когда болеете, мы без вас посидим на вашем уроке».
- Ну, этот вездесущий Колька! Но надо отдать должное, остёр на язык, ему палец в рот не положи - откусит.
- Вот этого я и побаиваюсь. Такое скажет! Я всегда теряюсь от его слов, не знаю, что сказать. Хочется вместо слов его треснуть, но нельзя.
- Он своим поведением компенсирует ущербность своего положения, потому и хорохорится. У меня мол, всё в порядке, всё замечательно, не хуже, чем у всех. Он требует к себе внимания и получает его, не так ли?
- Да, так. А почему он такой?
- Родился таким и, думаю, в семье также не получает достаточного внимания. У вас в школе есть театральный кружок. Он туда ходить не пробовал?
- Пробовал, но его оттуда выгнали. Выпендривался и довыпендривался.
- Но где-то же он должен реализовать свои способности?!
- Он командует мальчишками в классе. Думаю, его это вполне устраивает.
- Ваш Коля – непоседа. Для него очень важно выделиться, привлечь к себе внимание. Чем угодно. Для него это очень важно. Представь, и у нас на предприятии есть такой работник.
- И как вы его терпите?
- Мы его не терпим, мы используем его положительные качества. Это наш главный инженер, он же и единственный. У него самый просторный кабинет. На двери написано: «Главный инженер Исмагилов Тимур Рамильевич». Часто наш папа, давая ему задание, говорит, что это трудновыполнимая задача, но только не для него.
- Хитро. А ты говоришь, что для бизнесмена главнее быть умным, а не хитрым, а здесь самая хитрющая хитрость.
- Хитрость от ума, не так ли?
- Согласен. А у Кольки хитрость от хитрости.
- Не суди строго. Просто он такой и, думаю, это не всегда плохо. Надо только найти к нему ключик.
- А ещё какой «ключик» у вас есть?
- Благодаря его нововведениям предприятие получает больше прибыли, то есть больше денег, которые мы можем направить на вознаграждение или, иначе, на выплату премий для сотрудников.
- А причём тут все сотрудники предприятия?
- Мы тоже так думали раньше, вознаграждая его одного, но потом поняли, что ему нужно признание.
- Да, Кольке и деньги нужны, и признание.
- Ничего в этом нет предосудительного. Да, ему надо признание и тогда у него хорошее настроение, и он фонтанирует разными идеями. Хорошо всем.
- Разве можно делать и деньги, и признание?
- Представляешь, можно. Мы издаём Приказ, где объявляем ему благодарность и заодно с этим объявляем выплату премий сотрудникам. Приказ вывешиваем на Доске объявлений у входа. Все читают и радуются. Тимур Равильевич ходит гордый, он герой! Всем своим видом он даёт всем понять, что он умный, он лучше всех.
- Ваш Тимур Равильевич – молодец!
- Мы это не отрицаем, но вот отношения с коллегами у него не складываются. Со всеми он ведёт себя вызывающе, может быть грубым и бестактным.
- А вы разве его за это не наказываете?
- Сынок! Учителя когда-нибудь наказывали Колю?
- Они не хотят с ним связываться.
- Почему же?
- Они пытались его ругать, но он становился ещё хуже, огрызался и даже грубил. Он неисправим.
- Да, и наш Тимур Равильевич такой же. Может быть, в душе они и осознают своё поведение, но изменить его им крайне сложно.
- Ужас! Но почему вы его терпите?
- Мы с папой ценим его, как хорошего специалиста и постоянно выражаем ему своё расположение и признание.
- А почему он не откроет своё предприятие, если он такой хороший специалист?
- А разве ты не понял?
- Нет, даже не догадываюсь.
- Они, эти специалисты, хорошие выдумщики, но для реализации своих идей им нужны другие люди, которые смогут реализовать их идеи и организовать процесс. Подумай, Коля хороший выдумщик, но смог ли он хоть раз организовать ребят на какое-то дело?
- Не помню такого. Он хулиганит, а все тупо идут за ним, не задумываясь.
- Вот-вот, если только не задумываясь.
- А вы всегда со своим, этим главным инженером соглашаетесь?
- Не всегда. Здесь наш папа проявляет свои дипломатические способности.
- То есть?!...
- Он, например, может сказать так: «Замечательно, но к сожалению, мы не готовы пока к таким изменениям, для этого у нас недостаточно средств, а это мы можем внедрить частично, но это супер! - и всегда похвалит, скажет, - ну, ты молоток! Ты просто гений! Мне бы никогда не пришло такое в голову!» Папа наш дипломат, он может договориться с кем угодно и о чём угодно.
- Где вы такого перца нашли?
- Они учились вместе в ВУЗе, даже в одной группе. Так что папа знает его, как облупленного.
- Странно, и папа взял такого к себе на работу? Что, других не нашлось?
- Наш папа говорит, что Тимур Равильевич – генератор идей и будь у него на предприятии пара десятков таких «генераторов», можно было бы выпустить вечный двигатель.
- А почему же папа не набирает таких к себе на работу?
- Думаешь, таких много, да чтобы ещё с хорошим образованием? Вот у Коли есть шанс, чтобы таким стать, но вряд ли он им воспользуется. Его надо воспитывать. Попробую поговорить с его отцом, а учителям я бы посоветовала не ругать Колю, а находить что-то, за что можно было бы его похвалить. Думаю, ты меня понял.
- Понял, мама. Только не представляю, за что можно Кольку хвалить?
- Всегда есть за что хвалить и учителя должны знать как, когда и зачем.
- Наши учителя хвалят только за пятёрки и тех, кто хорошо учится и хорошо себя ведёт.
- Очень жаль, но к нашему бизнесу это не относится.
- Мам, а ведь я не такой как папа, я с такими как Колька, договариваться не смогу.
- Научишься, главное понять преимущества дипломатии в ведении бизнеса. У тебя получится, ты же у меня умница!
- Ты меня хвалишь, чтобы я стал лучше?
- Нет, на тебя так похвала не действует, как на Колю. Ты можешь сам себя похвалить, когда у тебя что-то получится.
- Но это, действительно, так. Почему так?!
- Просто вы разные.
- А это хорошо или плохо?
- Это нормально. Люди разные нужны. Коля и Тимур Равильевич – это генераторы идей, а ты тот человек, который может эти идеи воплотить в жизнь.
- Значит, Коля не сможет создать бизнес?
- Создать может, как и любой человек, а вот организовать и возглавить, это вряд ли.
- А мне казалось, что всё наоборот. Тогда эти уроки им не нужны?
- Нужны всем, ведь мы говорим и об отношениях, будем говорить о налогах, об инфляции и о многом ещё. А на сегодня, пожалуй, хватит. Заполни свой блокнот и ложись спать, поздно уже.
Мама поцеловала Самата в лоб и пожелала ему спокойной ночи.
Самат написал в блокноте:
Уроки 11 и 12.
1. Бесплатными уроки не бывают. Мама с папой таких уроков много прошли. Оценку за такие уроки поставит жизнь.
2. Зачем ждать событие, которое так и так произойдёт?
3. Человек не должен жить для того, чтобы работать. Он должен работать для того, чтобы жить
4. Открыть бизнес надо для того, чтобы: во-первых, не искать себе работу и заниматься тем, что нравится: во-вторых, чтобы быть полезным обществу и помогать людям: в-третьих, чтобы создать определённый капитал через много лет, а потом оставить бизнес и наслаждаться жизнью.
5. Наша семья – богатая, но пока несостоятельная, потому что все деньги уходят в бизнес, и мама мне не может давать денег столько, сколько я хочу.
6. Модернизация – это значит сделать оборудование современным, потому что оно морально устаревает, а реконструкция – это переделка того, что уже есть.
Самат подумал: «Что бы ещё написать?» – но в голову ничего не лезло. – «Ладно, и этого хватит». Потом аккуратно вывел:
7.Мой папа – гений! Дедушка морально устарел. Чтобы не стать таким, надо всё время учиться, может быть, даже всю жизнь.
Мама сказала:
«Жизнь продолжается! Не стоит делать остановок на неприятных событиях!»
Прозвенел звонок с первого урока. Вопреки ожиданиям, первым подошёл к Самату Коля:
- Ну чё, обиделся что ли?
- Нет, не обиделся.
- Ну, тогда и забыли. Ты ещё заработаешь, у твоих родителей денег полно. Что для вас эти 2000?
- Согласен, мелочь! Я ещё больше заработаю, только фиг тебе ещё раз дам. Спасибо за урок.
- Какой ещё урок?
- Я понял, что с такими как ты, нельзя дружить, таким нельзя доверять и помогать не стоит.
- Что ты сказал?!
Коля надулся, как самовар, и сжав кулаки, приготовился к атаке, но Самат был готов. Он громко, чтобы слышали все, кто был в классе, произнёс:
- Ты трепло, вор и обманщик! Да, я заработаю денег столько, сколько мне надо, но честно. А ты можешь засунуть мои деньги себе в задницу! Переживу!
Самат выбежал из класса. Ему хотелось убежать подальше от унизительной ситуации. Ему, конечно, очень хотелось вмазать этому противному Кольке, но в глубине души он осознавал, что, в некоторой степени, он сам виноват. Ему потребовалось большого мужества сказать то, что он сказал, но, всё-таки, было обидно. Ведь он понимал, что правда на его стороне.
«Я всё равно тебе отомщу!» - шептал Самат, сбегая по лестнице. В школе запрещалось бегать, но ему было всё равно. Он бежал по одному коридору, потом поднявшись по лестнице на следующий этаж, бежал по-другому. Он никого не видел и не слышал, лишь звонок на урок его остановил. Самат задыхался от бега, волнения и от щемящего чувства - как он войдёт в класс? Ему казалось, что все будут смотреть на него с осуждением.
Отнюдь. Войдя в класс, он увидел, что все смотрят на него даже с некоторым беспокойством и сочувствием. Коля же равнодушно проводил Самата до парты, будто ничего не произошло. Самат даже позавидовал его спокойствию.
Вечером о случившемся Самат решил рассказать маме.
- Похоже, Коля не впервые столкнулся с данной ситуацией, потому уже выработал стратегию своего поведения. Очень жаль. Попробуем разобраться.
- Не понимаю, в чём разбираться? И так всё ясно.
- Разберём, будет яснее. Думаю, в то время, когда Коля просил у тебя денег, он уже не собирался их возвращать тебе. Ему очень хотелось иметь эти наушники, но понимал, что денег ему взять неоткуда. А тут появляешься ты и он, долго не думая, попросил их у тебя.
- Логично. Скорей всего, всё так и было. А потом он сказал, что если мне нужны будут деньги, то я смогу их заработать.
- Но ты своим обманом как раз и убедил его в том, что за одну неделю тебе ничего не стоит заработать 3000 руб.
- Да уж. Лоханулся.
- Твой обман стоил тебе двух тысяч. Надеюсь, и этот урок ты запомнишь.
- Куда денешься. Разве бывает такая память, чтобы взять и забыть такое!?
- Взять и забыть, думаю, бывает. Бывает, что снять какую-то одежду и закинуть её туда, что потом даже не вспомнить куда, тоже бывает, – засмеялась мама.
- Мама, но это не одно и то же. Я же переживал!
- Поверь мне, для некоторых это одно и то же.
- То есть, хочешь сказать, что Колька забыл, что взял у меня деньги?
- По крайней мере, сейчас он о тебе уже не вспоминает, а ты продолжаешь переживать.
- Если бы он хотя бы извинения у меня попросил.
- О! Это означало бы, что он признал свою вину, но он, думаю, так не думает.
- Тогда хотя бы соврал, что когда-нибудь вернёт.
- Своим поведением он дал понять, что никогда не вернёт, и ты должен это признать. Мы уже решили, что произошедшее будем считать уроком и давай, наконец, закроем эту тему.
- Но как?! У меня это не выходит из головы, ведь я каждый день его вижу в классе. Я каждый раз ловлю на себе его ехидные взгляды.
- Ехидные взгляды, говоришь? Надо подумать, чтобы это значило?
- Да он смеётся надо мной!
- Постой! Не спеши судить. Вспомни, из какой он семьи. Они выплачивают автокредит, очень приличную сумму. Денег хватает от зарплаты до зарплаты. Деньгами Колю, как тебя, не балуют. Это я знаю. Но гордость не позволяет ему в этом признаться. Понимаешь?
- Я тоже гордый! Я же сказал ему: «Я тебя прощаю!»
- Простить другого после того, как тебя за такое же простили мы? Эх, Самат, трудно понять другого, пока не побываешь в его шкуре.
- Не хочу быть в его шкуре.
- Если хочешь стать преуспевающим бизнесменом, войдёшь в любую шкуру.
- Хорошо. А в мою «шкуру» тоже должен кто-то входить?
- Это удел умных.
- Получается, чтобы стать преуспевающим бизнесменом надо уметь влезать в «шкуру» другого человека? Значит ещё и ради этого надо стать умным? Ваще! Как в цирке! Это даже весело! Я понял, что бизнес – это не только про деньги.
- Да! Не коротко, но ясно, – со смехом проговорила мама.
- Но это же ещё значит, что я не совсем умный.
- Да - а?! На основании чего же ты это решил?
- Влезть в «шкуру» Коли у меня пока не получается.
- Получится. Придёт время.
- А ты можешь влезть в «шкуру» Кольки?
- Попробую. Коля понимает, что по уровню благосостояния его семья значительно уступает нашей. Это вызывает у него неприятные чувства.
- Он нам завидует? Это же хорошо.
- Даже взрослому человеку очень сложно справиться с этим чувством.
- Это хорошо или плохо?
- Умного человека зависть подстегнёт к свершениям. Даже если не добьётся ощутимых результатов, то по пути к цели всё равно чего-то добьётся.
- Колька тоже будет стремиться к чему-то?
- Этого мы знать не можем. Далее, ему обидно, что ты смог заработать 3000 рублей всего за одну неделю и опередить его в соревновании. Что бы ты чувствовал, если бы он принёс больше денег, чем ты?
- Мне бы это не понравилось.
- Не понравилось?! А что с чувством зависти?
- Согласен. Было бы очень обидно. И… завидно.
- Ты живёшь в благополучной семье, ты смог его обмануть. Разве не повод для его зависти? Ну, помогла я тебе влезть в «шкуру» Коли?
- Да уж, помогла, но было не очень приятно.
- Ты и сейчас также чувствуешь к нему обиду?
- Не очень. Мне его жалко.
- Вот так метаморфоза!
- Что?!
- Прости, вырвалось. Это значит, что ты изменил своё отношение к Коле на совершенно противоположное.
- Ты меня переубедила.
- Как легко тебя переубедить. Обычно со взрослыми такое редко удаётся.
- Точно, с нашими учителями вряд ли эта метаморфоза у тебя бы удалась. Они всегда считают себя правыми во всём.
- А ты с ними в чём-то бываешь не согласен?
- Очень часто. Например, как-то Димка попробовал объяснить физруку, что пропустил урок, потому что болел, так физрук начал на него кричать:
- Я с температурой хожу на работу! А если у тебя 37-38 градусов, приди, скажи: «Извините, у меня температура, разрешите сегодня посидеть на уроке. Я же разрешу!»
Мама засмеялась, а за ней и Самат.
- И что же, все промолчали?
- Все - да, но не Колька. Он сказал: «Так вы лежите дома, когда болеете, мы без вас посидим на вашем уроке».
- Ну, этот вездесущий Колька! Но надо отдать должное, остёр на язык, ему палец в рот не положи - откусит.
- Вот этого я и побаиваюсь. Такое скажет! Я всегда теряюсь от его слов, не знаю, что сказать. Хочется вместо слов его треснуть, но нельзя.
- Он своим поведением компенсирует ущербность своего положения, потому и хорохорится. У меня мол, всё в порядке, всё замечательно, не хуже, чем у всех. Он требует к себе внимания и получает его, не так ли?
- Да, так. А почему он такой?
- Родился таким и, думаю, в семье также не получает достаточного внимания. У вас в школе есть театральный кружок. Он туда ходить не пробовал?
- Пробовал, но его оттуда выгнали. Выпендривался и довыпендривался.
- Но где-то же он должен реализовать свои способности?!
- Он командует мальчишками в классе. Думаю, его это вполне устраивает.
- Ваш Коля – непоседа. Для него очень важно выделиться, привлечь к себе внимание. Чем угодно. Для него это очень важно. Представь, и у нас на предприятии есть такой работник.
- И как вы его терпите?
- Мы его не терпим, мы используем его положительные качества. Это наш главный инженер, он же и единственный. У него самый просторный кабинет. На двери написано: «Главный инженер Исмагилов Тимур Рамильевич». Часто наш папа, давая ему задание, говорит, что это трудновыполнимая задача, но только не для него.
- Хитро. А ты говоришь, что для бизнесмена главнее быть умным, а не хитрым, а здесь самая хитрющая хитрость.
- Хитрость от ума, не так ли?
- Согласен. А у Кольки хитрость от хитрости.
- Не суди строго. Просто он такой и, думаю, это не всегда плохо. Надо только найти к нему ключик.
- А ещё какой «ключик» у вас есть?
- Благодаря его нововведениям предприятие получает больше прибыли, то есть больше денег, которые мы можем направить на вознаграждение или, иначе, на выплату премий для сотрудников.
- А причём тут все сотрудники предприятия?
- Мы тоже так думали раньше, вознаграждая его одного, но потом поняли, что ему нужно признание.
- Да, Кольке и деньги нужны, и признание.
- Ничего в этом нет предосудительного. Да, ему надо признание и тогда у него хорошее настроение, и он фонтанирует разными идеями. Хорошо всем.
- Разве можно делать и деньги, и признание?
- Представляешь, можно. Мы издаём Приказ, где объявляем ему благодарность и заодно с этим объявляем выплату премий сотрудникам. Приказ вывешиваем на Доске объявлений у входа. Все читают и радуются. Тимур Равильевич ходит гордый, он герой! Всем своим видом он даёт всем понять, что он умный, он лучше всех.
- Ваш Тимур Равильевич – молодец!
- Мы это не отрицаем, но вот отношения с коллегами у него не складываются. Со всеми он ведёт себя вызывающе, может быть грубым и бестактным.
- А вы разве его за это не наказываете?
- Сынок! Учителя когда-нибудь наказывали Колю?
- Они не хотят с ним связываться.
- Почему же?
- Они пытались его ругать, но он становился ещё хуже, огрызался и даже грубил. Он неисправим.
- Да, и наш Тимур Равильевич такой же. Может быть, в душе они и осознают своё поведение, но изменить его им крайне сложно.
- Ужас! Но почему вы его терпите?
- Мы с папой ценим его, как хорошего специалиста и постоянно выражаем ему своё расположение и признание.
- А почему он не откроет своё предприятие, если он такой хороший специалист?
- А разве ты не понял?
- Нет, даже не догадываюсь.
- Они, эти специалисты, хорошие выдумщики, но для реализации своих идей им нужны другие люди, которые смогут реализовать их идеи и организовать процесс. Подумай, Коля хороший выдумщик, но смог ли он хоть раз организовать ребят на какое-то дело?
- Не помню такого. Он хулиганит, а все тупо идут за ним, не задумываясь.
- Вот-вот, если только не задумываясь.
- А вы всегда со своим, этим главным инженером соглашаетесь?
- Не всегда. Здесь наш папа проявляет свои дипломатические способности.
- То есть?!...
- Он, например, может сказать так: «Замечательно, но к сожалению, мы не готовы пока к таким изменениям, для этого у нас недостаточно средств, а это мы можем внедрить частично, но это супер! - и всегда похвалит, скажет, - ну, ты молоток! Ты просто гений! Мне бы никогда не пришло такое в голову!» Папа наш дипломат, он может договориться с кем угодно и о чём угодно.
- Где вы такого перца нашли?
- Они учились вместе в ВУЗе, даже в одной группе. Так что папа знает его, как облупленного.
- Странно, и папа взял такого к себе на работу? Что, других не нашлось?
- Наш папа говорит, что Тимур Равильевич – генератор идей и будь у него на предприятии пара десятков таких «генераторов», можно было бы выпустить вечный двигатель.
- А почему же папа не набирает таких к себе на работу?
- Думаешь, таких много, да чтобы ещё с хорошим образованием? Вот у Коли есть шанс, чтобы таким стать, но вряд ли он им воспользуется. Его надо воспитывать. Попробую поговорить с его отцом, а учителям я бы посоветовала не ругать Колю, а находить что-то, за что можно было бы его похвалить. Думаю, ты меня понял.
- Понял, мама. Только не представляю, за что можно Кольку хвалить?
- Всегда есть за что хвалить и учителя должны знать как, когда и зачем.
- Наши учителя хвалят только за пятёрки и тех, кто хорошо учится и хорошо себя ведёт.
- Очень жаль, но к нашему бизнесу это не относится.
- Мам, а ведь я не такой как папа, я с такими как Колька, договариваться не смогу.
- Научишься, главное понять преимущества дипломатии в ведении бизнеса. У тебя получится, ты же у меня умница!
- Ты меня хвалишь, чтобы я стал лучше?
- Нет, на тебя так похвала не действует, как на Колю. Ты можешь сам себя похвалить, когда у тебя что-то получится.
- Но это, действительно, так. Почему так?!
- Просто вы разные.
- А это хорошо или плохо?
- Это нормально. Люди разные нужны. Коля и Тимур Равильевич – это генераторы идей, а ты тот человек, который может эти идеи воплотить в жизнь.
- Значит, Коля не сможет создать бизнес?
- Создать может, как и любой человек, а вот организовать и возглавить, это вряд ли.
- А мне казалось, что всё наоборот. Тогда эти уроки им не нужны?
- Нужны всем, ведь мы говорим и об отношениях, будем говорить о налогах, об инфляции и о многом ещё. А на сегодня, пожалуй, хватит. Заполни свой блокнот и ложись спать, поздно уже.
Мама поцеловала Самата в лоб и пожелала ему спокойной ночи.
Самат написал в блокноте:
Уроки 11 и 12.
1. Бесплатными уроки не бывают. Мама с папой таких уроков много прошли. Оценку за такие уроки поставит жизнь.
2. Зачем ждать событие, которое так и так произойдёт?
3. Человек не должен жить для того, чтобы работать. Он должен работать для того, чтобы жить
4. Открыть бизнес надо для того, чтобы: во-первых, не искать себе работу и заниматься тем, что нравится: во-вторых, чтобы быть полезным обществу и помогать людям: в-третьих, чтобы создать определённый капитал через много лет, а потом оставить бизнес и наслаждаться жизнью.
5. Наша семья – богатая, но пока несостоятельная, потому что все деньги уходят в бизнес, и мама мне не может давать денег столько, сколько я хочу.
6. Модернизация – это значит сделать оборудование современным, потому что оно морально устаревает, а реконструкция – это переделка того, что уже есть.
Самат подумал: «Что бы ещё написать?» – но в голову ничего не лезло. – «Ладно, и этого хватит». Потом аккуратно вывел:
7.Мой папа – гений! Дедушка морально устарел. Чтобы не стать таким, надо всё время учиться, может быть, даже всю жизнь.