Зайдя на следующий день к Самату в комнату, мама с ходу спросила:
- Как наши дела в школе?
- Ваших дел в школе уже нет, - шутя ответил Самат, - только мои.
- Пожалуй да, но мне очень интересно, что сейчас происходит у тебя в школе.
- А ничего особенного.
- Совсем ничего?
- Почти и для тебя думаю, не очень интересно.
- Странно, мне всегда было интересно в школе, постоянно что-то случалось.
- Ну, вот сегодня на уроке русского языка учительница написала на доске «колосья ржи» и предложила придумать прилагательное к слову «рожь». Скажи, тебе это интересно?
- Честно?
- Честно.
- Неинтересно. Прилагательные или не прилагательные, я даже не помню, что это такое. И ты придумал?
- Не-а. Я в грамматике не очень.
- И что же это за слово?
- Предлагали разные: и «ржавые», и «ржёвые», и «рыжие».
- И какое же верное?
- А ты вот догадайся!
- Сдаюсь, но похоже, ни одно слово не подходит.
- Мам, ты притворяешься или на самом деле не знаешь?
- Если честно, не знаю. А вы, всё-таки, догадались?
- Колька сказал, что это слово «рожи». А учительница сказала: «По версии Коли, у нас рожистые колосья». Все засмеялись, а Коля смеялся громче всех.
- Коля – молодец! Не обиделся, а посмеялся над своей ошибкой. Так какое же это слово, в конце концов?
- Ржаные колосья.
Самат с мамой рассмеялись.
- А я тоже вспомнила одну интересную историю.
- Расскажи.
- У нас в классе был один мальчик – круглый двоечник. Однажды мы писали диктант, и вот на следующий урок учительница объявляет, кто какие отметки получил и разбирает сделанные ошибки. Дойдя до тетради этого мальчика, она читает: «Вы самый лучший учитель, поставьте мне тройку, пожалуйста».
- И что? Учительница поставила тройку?
- Ты что, смеёшься? Разве бы она читала эти строки? Нет, конечно же. Смеялись все, кроме этого мальчика.
- И ты смеялась?
- Да, смеялась. Я тогда не понимала, что это было очень жестоко по отношению к мальчику, читать написанное им в тетради учительницы. Никто никогда не пытался ему помочь. Все только смеялись и обзывали тупым.
- А сейчас, где он и кто?
- Сейчас он работает сантехником и хорошо зарабатывает. У него семья, дети, он построил в деревне большой дом и прекрасно живёт. Счастлив, но ни с кем из одноклассников не общается.
- Какой молодец!
- Да, кстати, немногие из нашего класса так живут, как наш «двоечник».
- И что он в школе делал? Ты же мне говорила про то, что интеллектуальный труд ценится дороже.
- Да, говорила и говорить буду. Ты хотел бы работать сантехником?
- Нет.
- А почему?
- Б-р-р. Это очень грязная работа.
- Неужели?! А я что-то даже засомневалась, не стать ли тебе, действительно, сантехником?
- Ладно, мам, не буду я сантехником. Лучше буду учиться.
- Хорошо, сантехника мы пригласим в случае надобности.
- Да, лучше пригласить.
- Вот и договорились. Поехали дальше. Папа поручил мне поговорить с тобой о том, почему мы хотим быть богатыми.
- Да всё же понятно. Быть богатыми - это значит иметь много денег, чтобы покупать что хочешь, путешествовать по всему миру и ничего не делать.
- Прекрасный ответ! Все хотят хорошо жить и главное, ничем не рисковать, не напрягаться, ни за что не отвечать.
- А разве не так?
- Так. Только деньги выбирают, какую одежду нам носить, в какой магазин ходить, какие продуты покупать, в каком доме жить и так далее.
- Как это, деньги выбирают? Я, например, сам выбираю.
- А когда у тебя нет денег, кто выбирает?
- Никто. В этом случае мечтать только и остаётся.
- Деньги, вообще-то, в мире никогда не кончаются. Их очень много. Если раздать их всем людям поровну, то каждый почувствует себя богачом.
- Не понял. А почему нельзя так сделать?
- А ты как думаешь?
- Думаю, все побегут по магазинам.
- Большинство, это точно. Потому в Советское время действовал принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду».
- А почему только в Советское время? Разве сейчас не так?
- Не совсем. Очень много талантливых и умных людей живут в бедности, потому что не нашли себя, не реализовали свои способности.
- Почему? Если я буду знать всё про бизнес, разве я не захочу заняться этим? Захочу и буду!
- Ох ты, ох ты! Конечно будешь, а вот многим такой грамотности не хватает. Многие даже не осознают, на что они способны.
- И что же таким делать?
- Как минимум, начать что-то делать, но прежде, всё-таки, приобрести знания, необходимые для достижения своих целей. Пока не начнёшь действовать, не узнаешь на что ты способен.
- Да? Интересно, я точно, способен? Как мне действовать, чтобы это понять.
Мама улыбнулась:
- У тебя пока такой возраст, когда нужно учиться. Хотя, мне помнится, самые богатые люди очень рано начинали свою трудовую деятельность.
Мама сходила в кабинет папы и вернулась с книжкой.
- Американский предприниматель Джон Дэвисон Рокфеллер, первый в истории человечества долларовый миллиардер, - начала читать мама. - Предпринимательская жилка появилась у него ещё в раннем детстве. Джон покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой распродавал собственным сёстрам. Филантроп по образу мыслей, Джон Девисон основал также «Фонд Рокфеллера» и жертвовал немалые суммы на медицинские и образовательные нужды.
- Он продавал конфеты своим сёстрам? Смешно. Это разве бизнес.
- Конечно, это кажется странным, но тем не менее, так было.
- Разве его сёстры не могли сами купить конфеты?
- А бывает у тебя такая ситуация, хочу здесь и сейчас. Проще купить у брата, чем куда-то идти за покупкой. В те времена было не так - то много магазинов. В общем, мы не об этом. А вот ещё: «Семи или восьми лет отроду я вступил на путь коммерции, сделав под руководством матери своё первое «дело». У меня было несколько индюшек, а мать давала мне на корм остатки молочных продуктов. Выкормкой и продажей их я занимался уже лично со всем достоинством делового человека. Вся выручка шла в мою пользу, они шли за счёт матери и, таким образом, моё «состояние» возрастало. Его рост и изменения я тщательно, насколько умел, отмечал в своей бухгалтерии».
- В семь-восемь лет он уже вёл свою бухгалтерию? Что-то верится с трудом.
- Не думаю, что он писал о себе неправду. Он был настолько богат, что не имело смысла сочинять про себя сказки, а вот то, что он о себе пишет, говорит о его характере и жизнь это подтверждает.
- А вот ещё послушай: «В самом уже раннем детстве я вёл маленькую книгу (я называл её «книгой счетов А» и сохранил до сих пор), в которую аккуратно заносил все приходы и расходы, ведя аккуратно счёт тем небольшим суммам, которые постоянно уделял на благотворительные цели».
- Значит, если я буду с детства заниматься бизнесом, то стану, когда вырасту, большим бизнесменом?
Мама улыбнулась:
- Крутым и крупным бизнесменом! Это я тебе гарантирую!
- А кто такой «филантроп». Я тоже им хочу стать.
- Филантроп – это человек, который жертвует своё время, деньги, опыт, свои таланты, чтобы помочь создать лучший мир или иначе тот, кто занимается благотворительностью. И самым крупным филантропом в мире был, как раз, вышеупомянутый Джон Рокфеллер. Всю жизнь 10% своего дохода он направлял на пожертвования. Под конец жизни он раздал на благотворительные цели полмиллиарда долларов.
- Что? Полмиллиарда?!
- Да, представь себе. Благотворительный фонд Джона Рокфеллера существует до сих пор. Так ты хочешь стать филантропом?
- Он филантропом стал, наверное, потому что был богатым.
- Ты слушал меня невнимательно. Он вёл свою книгу счетов ещё в раннем детстве, где прописывал суммы, которые он выделял на благотворительность. И благотворительностью он занимался не потому, что был богат. Рокфеллер был богат именно потому, что занимался благотворительностью. Он не мог этим не заниматься, потому что его семья была верующая, а во всех религиях благотворительность считается благим делом. Чем больше ты даёшь Миру, тем больше он тебе возвращает.
- Это правда? - Самат с недоумением смотрел на маму.
- Правда, проверенная жизнью, - уверенно проговорила мама.
- А вы с папой тоже филантропы?
- Как же тебе понравилось это слово! Да и мы тоже помогаем людям, поэтому и дела наши идут хорошо, но об этом мы поговорим позже и ещё не раз, потому что это очень важная составляющая любого бизнеса.
- Хорошо.
- Сейчас уже есть такие люди, которые говорят, что не нужно иметь огромных богатств, и мы к этому не стремимся.
- Разве плохо иметь много денег?
- Сынок, меня настораживает твоё рвение к деньгам. У тебя все мысли только о деньгах.
- А Рокфеллер разве не думал о деньгах? А вы?
- Мы и до создания своего бизнеса хорошо зарабатывали с твоим папой.
- Тогда зачем вам ваш бизнес?
- Во-первых, мы хорошо разбираемся в своём деле и нам нравится то, чем мы занимаемся. Во-вторых, я тебе уже говорила, мы хотим отойти от дел где-то в возрасте 40-45 лет, чтобы заниматься чем-то ещё интересным.
- А что для вас интересно?
- Хочу читать, больше гулять, путешествовать, научиться играть на рояле, в саду заниматься цветами, да много чего хочу.
- Здорово! Но если вы не будете работать, то как мы жить будем?
- Мы планируем накопить такую сумму, которая будет приносить нам пассивный доход.
- Что значит «пассивный доход»?
- Это когда ты получаешь доход, который не зависит от твоей ежедневной деятельности. Ты можешь даже не работать, но получать доход.
- Это как доллары, которые папе подарил на день рождения его дядя?
- Что-то похожее.
- А что ещё?
- Есть несколько вариантов. Главное, определить требуемую ежемесячную сумму, которая обеспечит нам комфортную и спокойную жизнь.
- И ты её сосчитала?
- А она нам известна. В какие - то месяцы больше, в какие - то меньше. В среднем - это 500 000 рублей в месяц.
- Ого! Так много?
- Можно эту сумму уменьшить.
- И что тогда?
- Например, мы можем уволить домработницу, а это сэкономит нам наши деньги – 40 000 рублей. Тогда мне придётся выполнять её работу, а я поделюсь ею с тобой.
- Не - е - т! Этого нельзя делать.
Самат растерянно смотрел на маму, не зная, что сказать.
- Мы можем отказаться от поездки на море всей семьёй, а это 500 000 рублей в год. В среднем тоже приходится около 40 000 рублей в месяц. Итого экономия составит 80 000 рублей (40 000+40 000).
- Не - е - т! От этого тоже нельзя отказываться. Я так жду этих поездок!
- Хорошо. Пару раз в год мы покупаем себе новую одежду, в том числе и тебе, потому что ты растёшь. Мы можем её покупать один раз. А это… - мама не договорила.
- Мама, не надо ни от чего отказываться. Сколько надо, пусть столько и будет.
- 500 000 рублей и это при условии, что у нас будет собственный дом и не менее 2-х машин. Затраты на содержание своего частного дома гораздо выше, чем квартиры в многоквартирном доме.
- Бабушка постоянно жалуется, что квартплата очень высокая. А за дом тоже надо платить квартплату?
- За газ, воду, электричество платить по любому придётся. А в остальном: сбор мусора, уборка придомовой территории, ремонт и прочее, это ответственность домовладельца.
- Тогда нам придётся нанять ещё одного работника.
- Всё зависит от финансов, которыми мы будем располагать.
- Эх! Тяжёлый случай. Деньги, деньги… Никуда без денег…
- А ты как думал? Деньги - это вознаграждение за труд, старания, терпение…
- Да уж, вы с папой такие старательные и терпеливые что вам, наверное, в мире нет равных.
- Э, нет! Наш бизнес не самый крупный. Людей, которые создали крупный бизнес и стали богатыми очень много. Давай-ка каждый день по чуть-чуть изучать истории жизни богатейших людей на свете. Повторить их жизнь невозможно, но дух, целеустремлённость, их настойчивость в достижении своих целей можно взять как пример для подражания. Мне когда-то понравилась книга, написанная самим Генри Фордом. Она называется «Моя жизнь, мои достижения». Не могут быть полноценными уроки бизнеса, если учиться только у одного учителя. В нашей библиотеке эта книга есть. Начни читать. Мы будем обсуждать интересные и важные моменты из жизни Генри Форда. Мне бы тоже хотелось освежить свои знания, которые я когда-то получила, читая эту книгу. Пусть это будет твоим домашним заданием.
- Хорошо, я почитаю.
- Замечательно!
- Мам, а когда мы дом купим?
- Покупку дома мы с папой решили пока отложить. Хороший дом стоит дорого.
- А в доме, который вы хотите купить, будет бассейн?
- Думаю, сборный бассейн можно будет установить во дворе.
- А почему сборный? А нельзя такой же, какой был в гостинице возле моря?
- Нет, наш климат не позволяет иметь такой же.
- А мне бы хотелось ещё иметь тренажёрный зал.
- Ну конечно, с батутом…, и теннисный корт...
- А что? Как ты говоришь, «мечтать не вредно».
- Хорошо, помечтали. А сейчас порассуждаем, как можно было бы обеспечить лет так через 10 безбедную жизнь, не напрягаясь работой.
- Это очень интересно. Не напрягаться, да ещё и в школу не ходить - это просто мечта!
- На любую мечту надо прежде заработать, – серьёзно проговорила мама.
- Да я же понимаю, – смутился Самат, - но мне как-то трудно мечтать с моими заработками.
- У тебя ещё всё впереди. Сейчас мы с папой хорошо зарабатываем. Каждый месяц мы откладываем определённую сумму денег на осуществление своей мечты. Кстати, я ещё в детстве начинала копить деньги и неоднократно.
- И как? У тебя получалось?
- Получалось, - мама засмеялась. - Я просила у мамы на мороженое. Она давала денег ровно столько, сколько оно стоило.
- Я понял, на кого ты похожа! На свою маму. Когда ты посылаешь меня в магазин за продуктами со списком, то денег оказывается, практически столько, сколько нужно.
- Да, мама мне ещё в детстве говорила, что деньги любят счёт.
- Что - что, а деньги ты умеешь считать.
- И ты научишься. Даже если не захочешь - научим.
- Я с удовольствием, мам.
- Да шутка такая есть. Что - то вспомнилось детство.
Мама улыбнулась:
- Потом я шла к папе и также просила дать мне денег на мороженое. Затем деньги давала мне бабушка, а дальше была очередь дедушки. Им даже в голову не приходила мысль, что кто-то другой может мне также дать на мороженое. Они все меня любили.
- Значит, ты была обманщицей?
- Для меня это была игра. А вообще, ты знаешь, я никогда не обманываю. Эти деньги я держала в маленькой коробочке и каждый день их пересчитывала. Потихонечку денежки из коробочки таяли, но я не расстраивалась.
- Ты ела мороженое?
- Да, в детстве оно бывает особенно вкусным. А зимой вместо мороженого у нас были сосульки.
- А почему сейчас ты мне не разрешаешь их брать в рот?
- Тогда экология была чище. Чище был воздух, потому что машин было меньше, гораздо меньше было заводов с их вредными производствами, чистыми были реки, моря, озёра... Сосульки состояли, практически, из чистой воды и скажу по секрету, родители даже не догадывались, что их дети – самые крутые пожиратели сосулек.
- Мама, ты пожирала в детстве сосульки?
- Все люди из детства, и я не исключение. Мы эти сосульки потребляли килограммами.
- Как же тебе повезло!
- С сосульками? Да. А в остальном, обычное детство. Разве оно у тебя хуже? – Мама вдруг встрепенулась, будто что-то вспомнила, - но мы отвлеклись. О чём мы с тобой говорили?
- О деньгах. Как их копить.
- Ах, да!
- И так, деньги, которые мы с папой зарабатываем, я распределяю на 2 части - 90% на развитие нашего бизнеса, а 10% - на благотворительные нужды.
- А где ваши деньги, которые вы копите? Они в банке?
- Не только. Ещё мы покупаем акции различных предприятий. Об этом мы поговорим позже, когда пройдём, так примерно, уроков 50.
- Ого, так много уроков?
Мама усмехнулась:
- Учиться можно бесконечно. Нет прямого и ровного пути в бизнесе. Мы с папой до сих пор продолжаем учиться. А тебе я хочу дать задание: поискать в интернете информацию о самых богатых людях планеты. На чём и как они разбогатели.
- Хорошо, я займусь этим.
- Ты у меня молодец! – мама обняла Самата и нежно поцеловала его в лоб. - Вижу, ты устал, а ведь тебе ещё делать записи в блокноте. Я покину тебя. Спокойной ночи.
Мама поцеловала сына в лоб и вышла из комнаты, закрыв за собой дверь. Самат остался один. Уже по привычке он взял с полки блокнот. Было приятно видеть, как много уже написано. Каждый урок для Самата был бесценен. Открыв очередной чистый лист, Самат вывел:
Урок 14.
1. Деньги выбирают, какую одежду нам носить, в какой магазин ходить, какие продуты покупать, в каком доме жить и так далее. Деньги в мире никогда не кончаются.
2. Пока не начнёшь действовать, не узнаешь на что ты способен.
3. Самым крупным филантропом в мире был Джон Рокфеллер. 10% своего дохода надо всегда направлять на благотворительность. Чем больше ты даёшь Миру, тем больше он тебе возвращает.
4. Нет прямого и ровного пути в бизнесе.
5. Зависть заставляет умных людей добиваться больших целей, а глупых… - Самат задумался, - оставляет глупыми.
6. Взрослых переубеждать очень сложно или почти невозможно.
7. В бизнесе нужно много трудиться и постоянно чему-то учиться.
8. Сосульки из маминого детства из чистого снега.
- Как наши дела в школе?
- Ваших дел в школе уже нет, - шутя ответил Самат, - только мои.
- Пожалуй да, но мне очень интересно, что сейчас происходит у тебя в школе.
- А ничего особенного.
- Совсем ничего?
- Почти и для тебя думаю, не очень интересно.
- Странно, мне всегда было интересно в школе, постоянно что-то случалось.
- Ну, вот сегодня на уроке русского языка учительница написала на доске «колосья ржи» и предложила придумать прилагательное к слову «рожь». Скажи, тебе это интересно?
- Честно?
- Честно.
- Неинтересно. Прилагательные или не прилагательные, я даже не помню, что это такое. И ты придумал?
- Не-а. Я в грамматике не очень.
- И что же это за слово?
- Предлагали разные: и «ржавые», и «ржёвые», и «рыжие».
- И какое же верное?
- А ты вот догадайся!
- Сдаюсь, но похоже, ни одно слово не подходит.
- Мам, ты притворяешься или на самом деле не знаешь?
- Если честно, не знаю. А вы, всё-таки, догадались?
- Колька сказал, что это слово «рожи». А учительница сказала: «По версии Коли, у нас рожистые колосья». Все засмеялись, а Коля смеялся громче всех.
- Коля – молодец! Не обиделся, а посмеялся над своей ошибкой. Так какое же это слово, в конце концов?
- Ржаные колосья.
Самат с мамой рассмеялись.
- А я тоже вспомнила одну интересную историю.
- Расскажи.
- У нас в классе был один мальчик – круглый двоечник. Однажды мы писали диктант, и вот на следующий урок учительница объявляет, кто какие отметки получил и разбирает сделанные ошибки. Дойдя до тетради этого мальчика, она читает: «Вы самый лучший учитель, поставьте мне тройку, пожалуйста».
- И что? Учительница поставила тройку?
- Ты что, смеёшься? Разве бы она читала эти строки? Нет, конечно же. Смеялись все, кроме этого мальчика.
- И ты смеялась?
- Да, смеялась. Я тогда не понимала, что это было очень жестоко по отношению к мальчику, читать написанное им в тетради учительницы. Никто никогда не пытался ему помочь. Все только смеялись и обзывали тупым.
- А сейчас, где он и кто?
- Сейчас он работает сантехником и хорошо зарабатывает. У него семья, дети, он построил в деревне большой дом и прекрасно живёт. Счастлив, но ни с кем из одноклассников не общается.
- Какой молодец!
- Да, кстати, немногие из нашего класса так живут, как наш «двоечник».
- И что он в школе делал? Ты же мне говорила про то, что интеллектуальный труд ценится дороже.
- Да, говорила и говорить буду. Ты хотел бы работать сантехником?
- Нет.
- А почему?
- Б-р-р. Это очень грязная работа.
- Неужели?! А я что-то даже засомневалась, не стать ли тебе, действительно, сантехником?
- Ладно, мам, не буду я сантехником. Лучше буду учиться.
- Хорошо, сантехника мы пригласим в случае надобности.
- Да, лучше пригласить.
- Вот и договорились. Поехали дальше. Папа поручил мне поговорить с тобой о том, почему мы хотим быть богатыми.
- Да всё же понятно. Быть богатыми - это значит иметь много денег, чтобы покупать что хочешь, путешествовать по всему миру и ничего не делать.
- Прекрасный ответ! Все хотят хорошо жить и главное, ничем не рисковать, не напрягаться, ни за что не отвечать.
- А разве не так?
- Так. Только деньги выбирают, какую одежду нам носить, в какой магазин ходить, какие продуты покупать, в каком доме жить и так далее.
- Как это, деньги выбирают? Я, например, сам выбираю.
- А когда у тебя нет денег, кто выбирает?
- Никто. В этом случае мечтать только и остаётся.
- Деньги, вообще-то, в мире никогда не кончаются. Их очень много. Если раздать их всем людям поровну, то каждый почувствует себя богачом.
- Не понял. А почему нельзя так сделать?
- А ты как думаешь?
- Думаю, все побегут по магазинам.
- Большинство, это точно. Потому в Советское время действовал принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду».
- А почему только в Советское время? Разве сейчас не так?
- Не совсем. Очень много талантливых и умных людей живут в бедности, потому что не нашли себя, не реализовали свои способности.
- Почему? Если я буду знать всё про бизнес, разве я не захочу заняться этим? Захочу и буду!
- Ох ты, ох ты! Конечно будешь, а вот многим такой грамотности не хватает. Многие даже не осознают, на что они способны.
- И что же таким делать?
- Как минимум, начать что-то делать, но прежде, всё-таки, приобрести знания, необходимые для достижения своих целей. Пока не начнёшь действовать, не узнаешь на что ты способен.
- Да? Интересно, я точно, способен? Как мне действовать, чтобы это понять.
Мама улыбнулась:
- У тебя пока такой возраст, когда нужно учиться. Хотя, мне помнится, самые богатые люди очень рано начинали свою трудовую деятельность.
Мама сходила в кабинет папы и вернулась с книжкой.
- Американский предприниматель Джон Дэвисон Рокфеллер, первый в истории человечества долларовый миллиардер, - начала читать мама. - Предпринимательская жилка появилась у него ещё в раннем детстве. Джон покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой распродавал собственным сёстрам. Филантроп по образу мыслей, Джон Девисон основал также «Фонд Рокфеллера» и жертвовал немалые суммы на медицинские и образовательные нужды.
- Он продавал конфеты своим сёстрам? Смешно. Это разве бизнес.
- Конечно, это кажется странным, но тем не менее, так было.
- Разве его сёстры не могли сами купить конфеты?
- А бывает у тебя такая ситуация, хочу здесь и сейчас. Проще купить у брата, чем куда-то идти за покупкой. В те времена было не так - то много магазинов. В общем, мы не об этом. А вот ещё: «Семи или восьми лет отроду я вступил на путь коммерции, сделав под руководством матери своё первое «дело». У меня было несколько индюшек, а мать давала мне на корм остатки молочных продуктов. Выкормкой и продажей их я занимался уже лично со всем достоинством делового человека. Вся выручка шла в мою пользу, они шли за счёт матери и, таким образом, моё «состояние» возрастало. Его рост и изменения я тщательно, насколько умел, отмечал в своей бухгалтерии».
- В семь-восемь лет он уже вёл свою бухгалтерию? Что-то верится с трудом.
- Не думаю, что он писал о себе неправду. Он был настолько богат, что не имело смысла сочинять про себя сказки, а вот то, что он о себе пишет, говорит о его характере и жизнь это подтверждает.
- А вот ещё послушай: «В самом уже раннем детстве я вёл маленькую книгу (я называл её «книгой счетов А» и сохранил до сих пор), в которую аккуратно заносил все приходы и расходы, ведя аккуратно счёт тем небольшим суммам, которые постоянно уделял на благотворительные цели».
- Значит, если я буду с детства заниматься бизнесом, то стану, когда вырасту, большим бизнесменом?
Мама улыбнулась:
- Крутым и крупным бизнесменом! Это я тебе гарантирую!
- А кто такой «филантроп». Я тоже им хочу стать.
- Филантроп – это человек, который жертвует своё время, деньги, опыт, свои таланты, чтобы помочь создать лучший мир или иначе тот, кто занимается благотворительностью. И самым крупным филантропом в мире был, как раз, вышеупомянутый Джон Рокфеллер. Всю жизнь 10% своего дохода он направлял на пожертвования. Под конец жизни он раздал на благотворительные цели полмиллиарда долларов.
- Что? Полмиллиарда?!
- Да, представь себе. Благотворительный фонд Джона Рокфеллера существует до сих пор. Так ты хочешь стать филантропом?
- Он филантропом стал, наверное, потому что был богатым.
- Ты слушал меня невнимательно. Он вёл свою книгу счетов ещё в раннем детстве, где прописывал суммы, которые он выделял на благотворительность. И благотворительностью он занимался не потому, что был богат. Рокфеллер был богат именно потому, что занимался благотворительностью. Он не мог этим не заниматься, потому что его семья была верующая, а во всех религиях благотворительность считается благим делом. Чем больше ты даёшь Миру, тем больше он тебе возвращает.
- Это правда? - Самат с недоумением смотрел на маму.
- Правда, проверенная жизнью, - уверенно проговорила мама.
- А вы с папой тоже филантропы?
- Как же тебе понравилось это слово! Да и мы тоже помогаем людям, поэтому и дела наши идут хорошо, но об этом мы поговорим позже и ещё не раз, потому что это очень важная составляющая любого бизнеса.
- Хорошо.
- Сейчас уже есть такие люди, которые говорят, что не нужно иметь огромных богатств, и мы к этому не стремимся.
- Разве плохо иметь много денег?
- Сынок, меня настораживает твоё рвение к деньгам. У тебя все мысли только о деньгах.
- А Рокфеллер разве не думал о деньгах? А вы?
- Мы и до создания своего бизнеса хорошо зарабатывали с твоим папой.
- Тогда зачем вам ваш бизнес?
- Во-первых, мы хорошо разбираемся в своём деле и нам нравится то, чем мы занимаемся. Во-вторых, я тебе уже говорила, мы хотим отойти от дел где-то в возрасте 40-45 лет, чтобы заниматься чем-то ещё интересным.
- А что для вас интересно?
- Хочу читать, больше гулять, путешествовать, научиться играть на рояле, в саду заниматься цветами, да много чего хочу.
- Здорово! Но если вы не будете работать, то как мы жить будем?
- Мы планируем накопить такую сумму, которая будет приносить нам пассивный доход.
- Что значит «пассивный доход»?
- Это когда ты получаешь доход, который не зависит от твоей ежедневной деятельности. Ты можешь даже не работать, но получать доход.
- Это как доллары, которые папе подарил на день рождения его дядя?
- Что-то похожее.
- А что ещё?
- Есть несколько вариантов. Главное, определить требуемую ежемесячную сумму, которая обеспечит нам комфортную и спокойную жизнь.
- И ты её сосчитала?
- А она нам известна. В какие - то месяцы больше, в какие - то меньше. В среднем - это 500 000 рублей в месяц.
- Ого! Так много?
- Можно эту сумму уменьшить.
- И что тогда?
- Например, мы можем уволить домработницу, а это сэкономит нам наши деньги – 40 000 рублей. Тогда мне придётся выполнять её работу, а я поделюсь ею с тобой.
- Не - е - т! Этого нельзя делать.
Самат растерянно смотрел на маму, не зная, что сказать.
- Мы можем отказаться от поездки на море всей семьёй, а это 500 000 рублей в год. В среднем тоже приходится около 40 000 рублей в месяц. Итого экономия составит 80 000 рублей (40 000+40 000).
- Не - е - т! От этого тоже нельзя отказываться. Я так жду этих поездок!
- Хорошо. Пару раз в год мы покупаем себе новую одежду, в том числе и тебе, потому что ты растёшь. Мы можем её покупать один раз. А это… - мама не договорила.
- Мама, не надо ни от чего отказываться. Сколько надо, пусть столько и будет.
- 500 000 рублей и это при условии, что у нас будет собственный дом и не менее 2-х машин. Затраты на содержание своего частного дома гораздо выше, чем квартиры в многоквартирном доме.
- Бабушка постоянно жалуется, что квартплата очень высокая. А за дом тоже надо платить квартплату?
- За газ, воду, электричество платить по любому придётся. А в остальном: сбор мусора, уборка придомовой территории, ремонт и прочее, это ответственность домовладельца.
- Тогда нам придётся нанять ещё одного работника.
- Всё зависит от финансов, которыми мы будем располагать.
- Эх! Тяжёлый случай. Деньги, деньги… Никуда без денег…
- А ты как думал? Деньги - это вознаграждение за труд, старания, терпение…
- Да уж, вы с папой такие старательные и терпеливые что вам, наверное, в мире нет равных.
- Э, нет! Наш бизнес не самый крупный. Людей, которые создали крупный бизнес и стали богатыми очень много. Давай-ка каждый день по чуть-чуть изучать истории жизни богатейших людей на свете. Повторить их жизнь невозможно, но дух, целеустремлённость, их настойчивость в достижении своих целей можно взять как пример для подражания. Мне когда-то понравилась книга, написанная самим Генри Фордом. Она называется «Моя жизнь, мои достижения». Не могут быть полноценными уроки бизнеса, если учиться только у одного учителя. В нашей библиотеке эта книга есть. Начни читать. Мы будем обсуждать интересные и важные моменты из жизни Генри Форда. Мне бы тоже хотелось освежить свои знания, которые я когда-то получила, читая эту книгу. Пусть это будет твоим домашним заданием.
- Хорошо, я почитаю.
- Замечательно!
- Мам, а когда мы дом купим?
- Покупку дома мы с папой решили пока отложить. Хороший дом стоит дорого.
- А в доме, который вы хотите купить, будет бассейн?
- Думаю, сборный бассейн можно будет установить во дворе.
- А почему сборный? А нельзя такой же, какой был в гостинице возле моря?
- Нет, наш климат не позволяет иметь такой же.
- А мне бы хотелось ещё иметь тренажёрный зал.
- Ну конечно, с батутом…, и теннисный корт...
- А что? Как ты говоришь, «мечтать не вредно».
- Хорошо, помечтали. А сейчас порассуждаем, как можно было бы обеспечить лет так через 10 безбедную жизнь, не напрягаясь работой.
- Это очень интересно. Не напрягаться, да ещё и в школу не ходить - это просто мечта!
- На любую мечту надо прежде заработать, – серьёзно проговорила мама.
- Да я же понимаю, – смутился Самат, - но мне как-то трудно мечтать с моими заработками.
- У тебя ещё всё впереди. Сейчас мы с папой хорошо зарабатываем. Каждый месяц мы откладываем определённую сумму денег на осуществление своей мечты. Кстати, я ещё в детстве начинала копить деньги и неоднократно.
- И как? У тебя получалось?
- Получалось, - мама засмеялась. - Я просила у мамы на мороженое. Она давала денег ровно столько, сколько оно стоило.
- Я понял, на кого ты похожа! На свою маму. Когда ты посылаешь меня в магазин за продуктами со списком, то денег оказывается, практически столько, сколько нужно.
- Да, мама мне ещё в детстве говорила, что деньги любят счёт.
- Что - что, а деньги ты умеешь считать.
- И ты научишься. Даже если не захочешь - научим.
- Я с удовольствием, мам.
- Да шутка такая есть. Что - то вспомнилось детство.
Мама улыбнулась:
- Потом я шла к папе и также просила дать мне денег на мороженое. Затем деньги давала мне бабушка, а дальше была очередь дедушки. Им даже в голову не приходила мысль, что кто-то другой может мне также дать на мороженое. Они все меня любили.
- Значит, ты была обманщицей?
- Для меня это была игра. А вообще, ты знаешь, я никогда не обманываю. Эти деньги я держала в маленькой коробочке и каждый день их пересчитывала. Потихонечку денежки из коробочки таяли, но я не расстраивалась.
- Ты ела мороженое?
- Да, в детстве оно бывает особенно вкусным. А зимой вместо мороженого у нас были сосульки.
- А почему сейчас ты мне не разрешаешь их брать в рот?
- Тогда экология была чище. Чище был воздух, потому что машин было меньше, гораздо меньше было заводов с их вредными производствами, чистыми были реки, моря, озёра... Сосульки состояли, практически, из чистой воды и скажу по секрету, родители даже не догадывались, что их дети – самые крутые пожиратели сосулек.
- Мама, ты пожирала в детстве сосульки?
- Все люди из детства, и я не исключение. Мы эти сосульки потребляли килограммами.
- Как же тебе повезло!
- С сосульками? Да. А в остальном, обычное детство. Разве оно у тебя хуже? – Мама вдруг встрепенулась, будто что-то вспомнила, - но мы отвлеклись. О чём мы с тобой говорили?
- О деньгах. Как их копить.
- Ах, да!
- И так, деньги, которые мы с папой зарабатываем, я распределяю на 2 части - 90% на развитие нашего бизнеса, а 10% - на благотворительные нужды.
- А где ваши деньги, которые вы копите? Они в банке?
- Не только. Ещё мы покупаем акции различных предприятий. Об этом мы поговорим позже, когда пройдём, так примерно, уроков 50.
- Ого, так много уроков?
Мама усмехнулась:
- Учиться можно бесконечно. Нет прямого и ровного пути в бизнесе. Мы с папой до сих пор продолжаем учиться. А тебе я хочу дать задание: поискать в интернете информацию о самых богатых людях планеты. На чём и как они разбогатели.
- Хорошо, я займусь этим.
- Ты у меня молодец! – мама обняла Самата и нежно поцеловала его в лоб. - Вижу, ты устал, а ведь тебе ещё делать записи в блокноте. Я покину тебя. Спокойной ночи.
Мама поцеловала сына в лоб и вышла из комнаты, закрыв за собой дверь. Самат остался один. Уже по привычке он взял с полки блокнот. Было приятно видеть, как много уже написано. Каждый урок для Самата был бесценен. Открыв очередной чистый лист, Самат вывел:
Урок 14.
1. Деньги выбирают, какую одежду нам носить, в какой магазин ходить, какие продуты покупать, в каком доме жить и так далее. Деньги в мире никогда не кончаются.
2. Пока не начнёшь действовать, не узнаешь на что ты способен.
3. Самым крупным филантропом в мире был Джон Рокфеллер. 10% своего дохода надо всегда направлять на благотворительность. Чем больше ты даёшь Миру, тем больше он тебе возвращает.
4. Нет прямого и ровного пути в бизнесе.
5. Зависть заставляет умных людей добиваться больших целей, а глупых… - Самат задумался, - оставляет глупыми.
6. Взрослых переубеждать очень сложно или почти невозможно.
7. В бизнесе нужно много трудиться и постоянно чему-то учиться.
8. Сосульки из маминого детства из чистого снега.